]]>
]]>


“екст "самой русской" песни - "¬о поле березонька сто€лаЕ" написал поэт по фамилии »брагимов, самой демократичной - "”мер бедн€га в больнице военной" - великий кн€зь  онстантин  онстантинович (поэт  .–.), самой мужественной - "¬рагу не сдаЄтс€ наш гордый "¬ар€г"Е - женщина, ќ.—туденска€.

ѕри апартеиде южноафриканское правительство наложило торговое эмбарго на песни протеста, такие, как Biko ("Ѕико") ѕитера √эбриела и, как ни странно, "»исус ’ристос —уперзвезда".  онцептуальный альбом Pink Floyd The Wall ("—тена") тоже попал в этот список после того, как чернокожа€ молодежь превратила песню про еще один киприч и фразу "ћы не хотим, чтобы наши мысли контролировали" в девиз бойкота национальных школ.


Reinhard Krause 
—ледует учесть еще тот факт, что всЄ это песни - "народные", т.е. стали настолько попул€рными, что народу наплевать с высокой колокольни, кто сочинил слова, и это, как ни парадоксально, и есть самое высокое признание заслуг поэта "чернью". “итул "народности", кроме прочего, означает, что "народ" знает первую строчку или даже первый куплет (дальше, как правило, спонтанное хоровое пение в застоль€х переходит в более-менее ритмичное мычание). » редко кто задумывалс€, - а что мы (наши отцы, деды и прадеды) поЄм (пели), что за слова укладываем в знакомые до боли мелодии? —тоит ли вообще в эти слова вчитыватьс€ и вдумыватьс€?.. „естно говор€, люд€м впечатлительным - вовсе не стоит. –езультат может оказатьс€ удручающим.

ѕо моему глубокому убеждению, насто€ща€ "народна€" песн€, - будь то фольклор (обр€дова€ сущность которого скрыта дл€ следующих поколений), романс или современный шл€гер - строитс€ как раз на парадоксе, на алогизме, нелепице. ¬ русской песне должна быть заложена изр€дна€ порци€ загадочной дури, которую умом никак не пон€ть. ћне как-то объ€сн€ли, в чем заключаетс€ отличие русской вокальной школы: дл€ полноты звука в любезном отечестве научились голову использовать Е как резонатор. √олос становитс€ более звучным, а мозги - как у футболиста, что много лет играет только "верхним этажом". “ак что, кто может и любит - пусть поЄт, а € послушаю.

ћосква запрещала песни Beatles как "враждебную идеологию". ¬о мраке империи зла их песни проповедовали пестроту и свободу, си€ игрива€ интерпретаци€ Back in the USA ("Ќазад в —Ўј") „ака Ѕери превратилась в подпольный гимн –оссии. ¬ —Ўј ќбщество ƒжона Ѕирча правого толка назвало эту песню "поддерживающей коммунизм".


Soviet Era 
— моей твЄрдой тройкой по сольфеджио и сугубо филологической ориентаций только и остаЄтс€ мне что песни читать. ("–ождение трагедии из духа музыки" - название классического труда Ќицше как нельз€ лучше характеризует мой вокальный талант).

ƒл€ примера возьмЄм песню образцовую, из золотого фонда, - национальное досто€ние. »так: классика жанра, то, что пела "ходивша€ в народ" интеллигенци€, боготворивша€ своего кумира - поэта Ќекрасова, радетел€ и защитника кресть€н, строгого моралиста, - "“ройка" („то ты жадно гл€дишь на дорогуЕ). Ќаписана в 1846-м, а в 1850-е годы сразу семь композиторов положили на музыку; из всех вариантов закрепилась мелоди€ "неизвестного автора" (с Ќекрасовым почему-то всегда так было: ни  юи, ни √линка с его текстами не уживались). » особую попул€рность эта песн€ приобрела в исполнении хора московских цыган. ј уж как еЄ пели студенты и народовольцы на сходках! — чувством, со слезой. ¬ ножки клан€€сь кресть€нину-труженику и проклина€ господ угнетателей. Ќа таких текстах и учились высокой нравственности, копили праведный гнев дл€ будущих революций.

ѕосле терактов 11 сент€бр€ администраци€ Clear Channel Communications выпустила рекомендательную записку дл€ своих радиостанций в —Ўј (1300 штук), в ней были указаны около 150 "неподход€щих" песен. —реди весьма предсказуемых вариантов, таких, как War ("¬ойна") Ёдвина —тарра и Killing an Arab ("”бивающий араба") Cure, список включал Something in the air ("„то-то в воздухе") ‘ила  оллинза и добродушный гимн јрмстронга дет€м и цветам.

¬от вы, равнодушные, небось, только первую строчку помните? »ли первый куплет? ј этот шедевр, похоже, бессмертен - мелодию предлагают дл€ мобильных телефонов и дл€ караоке. ј € предлагаю всего-навсего на вс€кий случай ознакомитьс€ с текстом. «ануды-предки пели стихотворение целиком (что с них вз€ть, они даже "Ќа железной дороге" целиком исполн€ли, видимо, из-за недостатка других развлечений), а дальше профессиональные певцы гуманно сокращали, даже уже Ћ.«ыкиной было невтерпеж завывать про "передник" и нер€ху-мужика. Ќу так как, всЄ читать будем? »звольте.

  „то ты жадно гл€дишь на дорогу
¬ стороне от веселых подруг?
«нать, забило сердечко тревогу -
¬сЄ лицо твое вспыхнуло вдруг.

» зачем ты бежишь торопливо
«а промчавшейс€ тройкой вослед?..
Ќа теб€, подбочен€сь красиво,
«агл€делс€ проезжий корнет.

Ќа теб€ загл€детьс€ не диво,
ѕолюбить теб€ вс€кий не прочь:
¬ьетс€ ала€ лента игриво
¬ волосах твоих, черных, как ночь;

—квозь рум€нец щеки твоей смуглой
ѕробиваетс€ легкий пушок,
»з-под брови твоей полукруглой
—мотрит бойко лукавый глазок.

¬згл€д один чернобровой дикарки,
ѕолный чар, зажигающих кровь,
—тарика разорит на подарки,
¬ сердце юноши кинет любовь.

ѕоживешь и попразднуешь вволю,
Ѕудет жизнь и полна и легка...
ƒа не то тебе пало на долю:
«а нер€ху пойдешь мужика.

(всЄ-таки сил нет, сокращаю наполовину)

Ќе нагнать тебе бешеной тройки:
 они крепки, и сыты, и бойки, -
» €мщик под хмельком, и к другой
ћчитс€ вихрем корнет молодой...
 

25-летн€€ Ќади€ јнжуман погибла из-за своих стихов о любви, которые бесстрашна€ девушка из √ерата (город на северо-западе јфганистана) писала тайком на прот€жении многих лет. ѕотом, после падени€ режима талибов, она опубликовала их в сборнике "Gule Dudi", "“емный цветок". Ќедавно Ќади€ была жестоко убита. ѕохоже, ее убил муж, ведь женщина, котора€ предает гласности свои песни о любви и красоте, пусть даже грустные и целомудренные, "наносит бесчестье своей семье". “радиции страны, где конституци€ узаконивает равенство между мужчиной женщиной, а в парламенте заседают женщины-депутаты, в очередной раз про€вились со всей жестокостью.


Soviet Era 
“еперь формулируем итог. ќ чЄм эта высоконравственна€ песн€? ќ трагедии русской женщины, которой не удалось стать содержанкой, проституткой, "старика разорить на подарки", "пожить и попраздновать вволю", выгодно продать свою красоту и молодость. “акой качественный товар вал€лс€ на дороге, предлагалс€, в буквальном смысле слова, первому встречному, но жестокий барин плюнул в душу: не купил еЄ тело. ¬место этого - вот несчастье и наказание - придЄтс€ стать законной женой такого же кресть€нина-ровни; жить в венчанном браке, рожать и н€нчить детей (об этом тоже есть, но € выпустила скучные "куплеты"), работать не только передком, но и руками. ¬ечный плач и вечный стон (этот стон у нас песней зовЄтс€): т€жела ты дол€ народна€! т€жела ты долюшка женска€! ј так хотелось лЄгкой жизниЕ



»ллюстрации с сайтов: Reinhard Krause, Stamps of the Soviet Era.


∆∆
facebook

ќльга  ушлина • 01.12.2005
  cсылки по теме: традиции, музыка, культура, знаменитости


ћобильна€ верси€
ѕоиск по женскому журналу:






© —уперстиль ∆енский журнал 2005-2021.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

¬се права на материалы, наход€щиес€ на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охран€ютс€ в соответствии с законодательством –‘, в том числе, об авторском праве и смежных правах. ѕри любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru об€зательна.

– на правах рекламы


]]>
–ейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>