]]>
]]>

ЧУЖАЯ ПАМЯТЬ. Фотолетопись рода

330 410
© 2013 Thinkstock 
Это было в середине 1990-х. В ожидавшую планового сноса полуразрушенную пятиэтажку на окраине Москвы я забрёл с бытовой целью — искал более-менее неповреждённую комнатную дверь, дабы снять её и приспособить для дачных нужд.

Покинутый выселившимися обитателями и готовящийся лечь под бульдозер дом выглядел так, как выглядят все подобные здания — тоскливо, сиротливо и печально. Его ещё не успели ободрать догола: на кухнях уцелели старинные двухпудовые чугунные мойки, кое-где под потолками остались брошенные хозяевами люстры, в нескольких квартирах сохранились вполне приличные паркетные полы. Но все оконные стёкла были уже старательно выбиты, и по звонким от эха опустевшим комнатам с тихим шуршанием перепархивали влекомые сквозняками обрывки газет и обоев.

Не найдя того, что искал, я собрался было уходить — как вдруг, случайно заглянув через открытую входную дверь в одну из квартир, увидел нечто необычное: на подоконнике лежал старый фотоальбом.

Тот, кто его оставил, действовал явно с умыслом. Фотоальбом не был брошен, как попало, а помещался на видном месте — так, чтобы его заметили, и лежал не прямо на пыльном подоконнике, а на заботливо подстеленном листе обёрточной бумаги.

Соображения здравого смысла (зачем мне нужен чужой семейный фотоальбом?) отступили перед любопытством. Немного помешкав, я положил находку в полиэтиленовый пакет и прихватил с собой.

Вопреки ожиданиям, фотографий в альбоме оказалось много — так много, что на просмотр ушёл целый день. Переворачивая тяжёлые картонные листы-пластины и вглядываясь в изображения, я ловил себя на том, что испытываю очень странное ощущение — не то чтобы подглядываю в замочную скважину, но словно бы в упор и бесцеремонно разглядываю давно исчезнувший уклад посторонней частной жизни. Извиняло меня только одно соображение: владелец альбома почему-то не захотел его увезти и сохранить, но сделал всё, чтобы альбом уцелел и попал в чужие руки.

Никого из запечатлённых на фотографиях людей я, конечно же, не знал и никогда не встречал. Тем более что сразу бросилась в глаза характерная деталь: в альбоме не было не только новейших современных снимков, но не было и фотографий относительно недавнего прошлого, т. е. 1960-1970-х годов. Самые поздние по времени фотографии датировались серединой 1950-х годов, о чём ясно говорили карандашные пометки на оборотах. Самые ранние фотографии относились к последней трети XIX столетия. И ни на одной фотокарточке не нашлось ни имён, ни фамилий — то ли их целенаправленно стёрли, то ли намеренно не надписывали.

630 260
© 2013 Thinkstock 

Род, фотографическую летопись которого я разглядывал, был, вне всяких сомнений, незнатный — видимо, мещанский, торгово-купеческий или мастеровой. На самых старых снимках солидные прадедушки, прочно поместившись на жёстких стульях, строго глядели в объектив фотокамеры, а слева и чуть позади, чинно положив правые руки на плечи супругов, стояли такие же солидные прабабушки. Их добротные скромные одежды говорили об относительном достатке, но едва ли о богатстве. Правильные и чистые, но простоватые черты наружности доказывали простонародное происхождение. Напряжённо-скованные позы показывали стеснительность. Не затуманенные мечтами и мыслями взгляды свидетельствовали о невысокой образованности.

На одном из более поздних снимков начала прошлого века запечатлелся молодой бравого вида мужчина с лихо закрученными усами, облачённый в мундир унтер-офицера русской армии — судя по знакам различия на погонах, состоявший в чине фельдфебеля.

Далее следовали целые серии семейных фотографий в интерьерах, различавшиеся только количеством прибавлений в семействах — младших карапузов родители держали на руках, старшие дети выстраивались по росту. Внешнее сходство, а стало быть, и кровное родство всех этих людей были видны невооружённым глазом; но кто они — члены одного многодетного семейства или представители разных ветвей многолюдного родственного клана — об этом оставалось только догадываться.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Андрей Кротков • 01.02.2013
Версия для печати cсылки по теме: фотография, настроение, мысли, история, жизнь и судьба, досуг, взгляд и позиция


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2022.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


]]>
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>