© 2008 Jupiterimages 
Воспитание человека человеком. Возможно ли оно? И если да, то в чём его суть?

…Бог создал человека по своему образу и подобию…

Душа ребенка не подобна ли податливой глине? И каждый истинный педагог не есть ли Бог, который создаёт по своему образу и подобию, может быть, и мечтая о том, что ученик превзойдет учителя, а может быть, и опасаясь этого в тайной глубине души…

Но что есть воспитание вообще? Нужно ли оно?

Чертополох растёт сам по себе, а роза требует ухода и заботы. Человеческий детёныш не станет Человеком без любви и тепла другого человека. Маугли прекрасны только в сказке.

«Пишу, как живу и живу, как пишу», - сказал Грибоедов. Наверное, и учитель, как живёт, так и учит, а если наоборот, то вся жизнь насмарку.

Учитель… Возможно ли быть Богом? Но разве не дано каждому от рождения стремиться к этому? Так что же написать на податливой глине детской души - восприимчивой и не умеющей ещё защищаться?

«Человек рождён для счастья, как птица для полёта» (В.Г. Короленко) или «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (А.С. Пушкин)?

А может быть, ничего не писать, а просто вложить знания, научить их применять, научить мыслить, ведь душа не черновик, заново не перепишешь.

Сколько стоят миру ошибки учителей? Бог знает…

Мне кажется, что настоящий учитель проходит с каждым учеником заново, казалось бы, давно и до мельчайших подробностей известный путь , но всякий раз как бы открывая его вновь и вновь, удивляется ему и очаровывается вместе с ребёнком…и как ребёнок.


© 2008 Jupiterimages 
Может быть, это и есть воспитание человека человеком?

Как равный с равным. И пусть пока один маленький, другой большой, но на одном языке, на одной волне. Не приказывая, но направляя. Не вымащивая путь, но оберегая от паденья, не за руку волоча насильно, но ненавязчиво идя рядом, шаг за шагом.

Может быть, брошенные Богом ли, судьбой, природой зёрнышки способностей и прорастут сами по себе... Но, увы, так случается слишком редко. Разве не призвание учителя заметить и развить в ребёнке его способности, его таланты, открыть лучшие проявления души, самые светлые её стороны?!

У Врубеля талант открылся в 27 лет, у Аксакова в 50. Вагнер овладел нотным письмом в 20 лет. Как было бы замечательно, если бы учителя помогали пораньше раскрыться «врубелям», «вагнерам», «аксаковым» и не сломали бы эти тонкие прозрачные крылья, видимые только особым зрением – зрением сердца. Но сколько бродит по белому свету «мауглей», в душу которых в детстве не проник свет любви. И как опасны порой «черновики» учителей без призвания , учителей виной случая, учителей тяжестью обстоятельств. И сами они чьи-то ошибки – «черновик с дипломом», «маугли с диссертацией», обречённые страдать и на страдания обрекающие.





ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Наталия Антонова • 01.09.2008
Версия для печати cсылки по теме: школа, воспитание


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru