Забытая слава. Искусство русского шёлка

300 400
Гродетур 1796 деревня Титово Лихвинского
уезда, Калужской губ. 
Очень люблю, когда туман, существующий в моей голове, вдруг рассеивается и открывается картина ясного и понятного порядка вещей, всегда существовавшего, но до времени скрытого.

Мысль о путешествии по Подмосковью как-то не вызывала интереса, а тут вдруг зацепила тема: путешествие по Богородскому краю — русское шелкоткачество XVIII — XIX вв. Про русские шелка я слышала и, к своему счастью, в запасниках Исторического музея их видела — красоты они дивной. Однако знания мои были скорее вопросами в тумане. Вопросы эти начинались с сырья.

Сырьё для шёлка — коконы тутового шелкопряда, очень старательного червяка, который бывает японским, китайским, персидским, среднеазиатским и закавказским. За свою недолгую жизнь червяк четыре раза линяет и засыпает, а в промежутках с аппетитом ест листья шелковицы, которая в наших широтах не растёт.

После четвёртого сна уже зрелый червяк, выпуская нить из нижней губы, вьёт шёлковый кокон. Задача человека — кокон размотать и сделать из него ткань. В книге ГИМ "Русские узорные ткани" о русском шелкоткачестве XVIII в. говорится: "простой крестьянин, бывший ткачом грубого холста и сукна у себя дома в деревне, в городе на мануфактурах, постепенно становится квалифицированным рабочим — ткачом…шёлковых материй".

Если представить русского крестьянина с его нехитрым бытом, который на француза ходил с вилами и в лаптях, то логическая нестыковка этого посыла довольно очевидна: шёлк требует совершенно другой культуры обращения, это, во-первых, во-вторых, где же этот крестьянин брал коконы или шёлковую нить, на каком языке договаривался, ведь даже сегодня, в XXI веке мы испытываем ощутимые сложности в торговых контактах со странами происхождения кокона из-за языковых сложностей и разницы менталитетов. Но когда вопрос чётко задан, туман начинает рассеиваться.

300 400
Гродетур обивочный, кон. 18в, Москва 
Именно в этот момент наш автобус подъехал к посёлку Фряново, а экскурсовод Ирина Чичкина произнесла имя Игнатия Шеримана, а точнее Егия Торосовича Шериманяна, основавшего в 1735 г. во Фрянове шелкопрядильную фабрику. Шериманяны были родом из Персии, из Новой Джуги — предместья Исфагана, который персидский шах Аббас I мечтал превратить в экономический и торговый центр на стыке Европы и Азии.

В 1721 г. Игнатий Шериман (Шериманян) прибыл в Петербург с дипломатической миссией вместе с первым русским послом в Персии А.П. Волынским и совсем скоро возглавил московскую часть "Штофных и прочих шёлковых парчей мануфактуры".

Эта монопольная компания для производства шёлковых тканей была основана ещё в 1718 г. приближёнными Петра I: адмиралом Ф.М. Апраксиным, вице-канцлером П.П. Шафировым и начальником тайной канцелярии П.А. Толстым. Итак, начало положено. Шёлковое сырьё из Персии в виде уже размотанных коконов при посредничестве Игнатия Шеримана стало поступать в Россию беспрепятственно. Постарались и покровители. Пошлины на импортные шёлковые изделия взлетели, а налог на шёлк-сырец составлял всего 3%.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Александра Арнгольд • 03.06.2016
Версия для печати cсылки по теме: путешествия, культура, история, искусство, города, время


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru