]]>
]]>

Судьба человека. Трагизм бытия

280 450
© 2010 Thinkstock 
Долг каждого перед Богом – разжечь из "божьей искры" пламя. Если это так, то имеет ли смысл обсуждать, какой ценой. Бердяев утверждает, что трагизм человеческого бытия происходит оттого, что он, существо внемирное, заброшен в чуждый ему мир и потому страдает – отсюда горькие попытки заглушить сознание, заместить его подсознанием в высвобождении "животного начала", под которым подразумевается дискредитируемая религиозным сознанием чувственность.

Религиозные философы, подобные Бердяеву и Кьеркегору, убеждены, что человек может быть счастлив только где-то "там", но человек хочет быть счастлив "здесь" и "сейчас", потому что счастье только так и возможно.

При этом стоит отдать должное Бердяеву, чья попытка понять, что представляет собой рай, являет собой гениальное прозрение. Очевидно, что земное счастье неотделимо от зла. Бердяев, например, пишет, что зло, с одной стороны, определённо и неотъемлемо от мироздания, с другой стороны, его нет в последнем смысле, так как оно есть всего лишь переходное звено в динамике развития мира и отдельных человеческих судеб.

Но зло остаётся, потому как изливается из "безосновности" одновременно с Богом, пусть и вне его, для интенсификации бытия: человек лишился бы даже надежды на счастье, если бы с лица земли исчезли все тени. Поэтому-то и возникает проблема рая: если в раю нет страданий, то что же там есть?

Вечная земная жизнь была бы самым страшным злом по отношению к человеку, но именно в благодарность за то, что ему дарована смерть, человек должен по отношению к Богу: жизнь как таковая есть вершина творческих возможностей человека, потому что строить сознательно, отсекая хлам и отстаивая себя перед лицом детерминизма и при этом не ошибаясь, – это выше всякого другого творчества, которое можно скомкать и выбросить в мусорный пакет. Казалось бы…

Трагедия творческого сознания заключается именно в том, что художник не имеет права скомкать и выбросить, начав с начала в последнем смысле: у каждого человека есть, по крайней мере, два пути – либо творчество, как таковое, либо жизнетворчество, либо созерцание, либо непосредственная деятельность.

320 400
© 2010 Thinkstock 
И тот, кто идёт по первому, берёт на себя гораздо больший груз ответственности, потому что реальность художественного мира и тривиальное никогда не воспринимаются сознанием в качестве "реального", а от творца ответственность за каждое его движение возрастает именно потому, что никто его непосредственно судить не будет, как осуждаются нарушения социокультурных норм.

Этика определена, универсальных эстетических критериев не существует, потому что эстетическая норма создаётся с каждым новым актом творчества. Другое дело, что и сфера этики, конечно, творческая сфера. Именно на этом настаивает экзистенциализм, и здесь также возможно созидание, что и есть жизнетворчество в последнем смысле. Именно тогда, когда этика понимается как творческий процесс, она так же, как художественное творчество, выходит из-под контроля социальных институтов.

Различение добра и зла – это исключительно психические акты. Правда, эта способность восприятия у разных индивидов количественно различна и зависит от особенностей протекания процессов метаболизма. Человек, который остро переживает эмоции в принципе, одинаково остро переживает зло и добро, и в равной мере подвержен и тому, и другому, и только от такого человека можно ожидать высочайших подъёмов духа.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Елена Терещенко • 03.03.2010
Версия для печати cсылки по теме: настроение, мысли, культура, взгляд и позиция


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2021.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


]]>
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>