Забытые имена. Сентиментальная женская проза

350 310
wikimedia.org 
Сентиментальная женская проза… В конце XIX - начале XX века в нашей стране была удивительная литература, которая и сегодня завораживает читателей как образец творчества романтично настроенных дам того времени.

Самой яркой представительницей сентиментального жанра была Лидия Чарская (урожденная Воронова). Она родилась в Петербурге в 70-е годы XIX века в семье военного инженера. Девочка рано потеряла мать, отношения с мачехой были сложные, и Лида не раз убегала из дома. В итоге ее отдали в Павловский институт благородных девиц, который тоже казался ей тюрьмой. Недолгий брак с офицером Борисом Чуриловым, рождение ребенка, драматические курсы при Императорском театральном училище, после окончания которых ее в 1898 году взяли на единственное свободное женское место в Санкт-Петербургский Александринский Императорский театр. Там она прослужила до 1924 года и именно там взяла псевдоним "Чарская". Но вот роли ей давали эпизодические, а Чарская грезила Катериной из "Грозы".

Зато ее литературная работа шла блестяще. Первая повесть "Институтки", родившаяся в 1901 году из ее дневников, произвела фурор. И началось! Повести выходили из-под пера Чарской одна за другой: "Гимназистки", "Белые Пелеринки", "Люда Влассовская"… При этом больше всего писательницу волновала судьба брошенных, потерянных, украденных, осиротевших детей ("Лесовичка", "Записки сиротки"", "Приютки", "Записки гимназистки).

Особое место в произведениях Чарской уделялось чистоте души, подвигам, благородству, чудесам, в том числе чудесам преображения — отрицательные герои под влиянием положительных менялись в лучшую сторону. Например, такое перевоплощение произошло с девочкой-горбуньей из "Записок гимназистки" под влиянием сиротки Лены, взятой в ее дом.

Все произведения Чарской сентиментальны, и большинство из них заканчиваются хеппи-эндом. Девочки, да и мальчики просто зачитывались. Произведения Чарской переводили на другие языки, к ней в дом нескончаемым потоком шли письма восторженных читателей. Однако после революции Чарскую печатать перестали, изъяли ее книги из библиотек и проводили в школах "показательные суды". В итоге она бедствовала и страдала. Лидия Чарская умерла в 1937 году, и смерть эта осталась незамеченной.

Тема детства и институток была близка и другим писательницам. Одной из них была Надежда Лухманова (1844-1907). Она происходила из псковских дворян и, оставшись сиротой, тоже поступила в женский Павловский институт. Свою фамилию она получила от первого мужа, подполковника Лухманова, с которым, впрочем, быстро рассталась. Ее личная жизнь по тем временам могла считаться бурной — гражданский брак с начальником Московского военного госпиталя, затем официальный брак с сыном тюменского капиталиста Колмогорова. Во время русско-японской войны она была и сестрой милосердия, и военным корреспондентом. Лухманова — автор множества детских рассказов, "Очерков из жизни в Сибири", романов для взрослых, но главными произведениями в ее жизни стали "институтские" повести "Девочки" и "Институтки" - энциклопедия жизни в дореволюционной России.

630 300
wikimedia.org 

Еще одним автором из этой славной когорты была уроженка Псковской губернии Александра Анненская (1840-1915), в 11-летнем возрасте переехавшая с матерью и сестрой в Петербург. Окончив пансион, она стала педагогом и содержала собственную частную школу.

Ее юные героини тоже трудно живут. К примеру, Аня из повести "Без роду, без племени" — сирота, которая мучается в приюте и сбегает оттуда, встречая на своем пути множество испытаний. Печальна судьба и Аленушки — героини повести "Чужой хлеб", которая живет в доме состоятельной барыни и терпит все прихоти ее взбалмошной дочери, и сиротки Соня из повести "В чужой семье", и Веры из "Младшего брата…




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Екатерина Щеглова • 03.03.2016
Версия для печати cсылки по теме: литература, имена


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru