200 ЛЕТ НАШЕМУ ПАРОХОДУ

280 450
колесное судно "Елизавета" 
Первый российский пароход приплыл по Неве из Санкт-Петербурга в Кронштадт 3 ноября 1815 года. Через восемь лет после того, как паровое судно "Клермонт" совершило свой первый рейс по реке Гудзон в Северной Америке. Из-за этого эпохального события родиной парохода называют США, а его изобретателем американца Роберта Фултона. А тот, который поплыл по воде в России, создал немец Карл Берд, человек предприимчивый и владелец механико-литейного завода в столице Российской империи.

Колесное судно Берда с приводом от четырехсильной паровой машины Уатта называлось "Елизавета" и по тем временам являлось весьма быстроходным, проплыв за пять часов с лишним почти шестьдесят километров. Нам кажется, что это слишком медленно, но надо учитывать и только еще нарождавшийся научно-технический прогресс и то, что плавание состоялось, когда Россией руководил самодержец Александр Первый, и то, что совсем недавно закончилась тяжелая война с Наполеоном Бонапартом.

Тем не менее настрой был на развитие пароходного сообщения в стране, где транспортировка людей и грузов частично осуществлялась по рекам разной длины и ширины, а частично по пыльным дорогам с ухабами. При этом множество крупных и мелких населенных пунктов наши предки воздвигли на берегах рек. Об исторической связи сухопутной жизни с водными артериями говорит и транспортно-коммуникационная пословица "из варяг в греки".

Начинавшийся на Балтике, данный большой путь проходил по Неве, попадал в Ладожское озеро, шел по всему Волхову, затем преодолевал Ильмень-озеро и реку Ловать. А дальше простирались несколько километров суши, которую вплавь преодолеть никак не удавалось. Поэтому суда со всем их содержимым волоком перетаскивали в описанный Гоголем Днепр, а уже по Днепру доплывали до Черного моря. Откуда и до Греции уже не так далеко, как от Невского проспекта.

В качестве двигателя, которым впоследствии стала паровая машина, применялись существующий и сегодня самосплав и неисчезнувшие до сих пор два вида тяги: конная и людская. Люди, на которых возлагался этот вид тяжелой работы, назвались "бурлаками", и мы можем некоторых из них увидеть на картине Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге", относящейся к так называемому "критическому реализму" с выразительнейшими элементами национального натурализма.

Тот же первый наш пароход, которому сегодня 200 лет, давно уже нигде не плавает. А в начале ноября 1815-го событие состоялось по меньшей мере революционное. Газеты, выходившие и в те далекие времена, описывали судно весьма подробно: "длина 60 футов, ширина 15 футов и осадка 2 фута; диаметр шестилопастных гребных колес составлял 8 футов, длина закрепленных на спицах лопастей - 4 фута". Это точное описание несколько позже подправили официальные источники информации: "длина 64,6 фута, ширина 16 футов, высота борта 8,5 фута". Еще точнее оказались новейшие энциклопедии, способные уточнять ранее опубликованные данные. Они не отрицают, что первый наш пароход назывался "Елизавета", однако не отвергают и того, что он мог быть с надписью "Фультон" на борту. А вот время его плавания во всех источниках одно и то же: пять часов двадцать минут со скоростью девять целых и три десятых километра в час. Поплыл по реке в два раз быстрее пешехода, куда-то спешащего по дорогам России!

630 300
пароход «Фултон» 

"Нет, это точно пароход!" - писали газеты на другой день после исторического заплыва и многолюдной встречи в Кронштадте с участием дам и важных генералов. Тем же газетам принадлежит и введение в обиход самого определения водоплавающего судна на паровом ходу. С этого дня такие суда стали, дымя своими трубами, повсеместно вытеснять малоэффективные посудины с конно-машинной тягой, весельные корабли, парусные фрегаты и в конце вытеснили их совсем, кроме, естественно, парусных. А потом и сами пароходы пропали в бурной истории научно-технического прогресса, и появились корабли громадного водоизмещения, внутри которых в качестве горючего употребляются все виды современных смесей, вплоть до атомно-водородных.

Сотни отечественных вооруженных пароходов сражались на морях с пароходами противника, гибли, но не сдавались, подобно "Варягу" из русско-японской войны и герою трагической песни. И тот корабль, грохнувший в октябре 1917-го холостым по Зимнему, тоже был пароходом, и тот им тоже был, на котором по приказу небольшого дяди в кепке отплыли в чужие страны лучшие умы России…




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Владимир Вестер • 03.11.2015
Версия для печати cсылки по теме: история


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru