Из ребра в грешницы. Женщины Средних веков

280 480
© iStock 
"Женщина слаба, — писала в XII веке настоятельница бенедиктинского монастыря Хильдегарда Бингенская. — Она видит в мужчине того, кто может придать ей силу, подобно тому, как луна получает свою силу от солнца. Вот почему она подчинена мужчине и должна быть всегда готова служить ему". Эти слова тем более примечательны, что записаны они были одной из самых выдающихся женщин средневековья.

Имя Хильдегарды Бингенской затмило своей славой имена и судьбы многих влиятельных мужчин той эпохи. Хильдегарда — автор мистических трудов, духовных стихов и песнопений, а также трудов по естествознанию и медицине. Она была одной из четырёх женщин, удостоенных почётного звания Учитель Церкви. И, тем не менее, она была лишь луной, покорно ожидавшей доброй милости окружавших её мужчин.

Всё время находившаяся на втором плане и игравшая второстепенную роль, женщина не являла собой ни противовеса, ни дополнения мужчине. В мире средневековья, где всё, вплоть до секса, должно было быть подчинено жёсткой иерархии, мужчина пребывал наверху, а женщина — внизу.

Но Средневековье — сокровищница чудес и парадоксов, и Хильдегарда Бингенская, несмотря на её приверженность церковной идеологии — яркий тому пример. Церковь, как могла, давила эти парадоксы, и неудивительно, что своё величие она утверждала за счёт полного подчинения себе непостижимого образа женщины. Началось всё, конечно же, с Библии. Первая библейская версия сотворения человека уступила место второй, менее благоприятной для женщины. Идее о том, что "сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1,27), отцы церкви предпочли куда более унизительную идею создания Богом Евы из ребра Адама (Быт. 2,21-22). Согласно этой логике, женщина ещё задолго до грехопадения была не равна мужчине.

Часть Средневековых теологов вслед за святым Августином делило существо человека надвое: высшая его часть (разум и дух) целиком принадлежала мужской стороне, низшая часть (тело, плоть) — женской. Что примечательно, в "Исповеди" того же Августина, где он описывает своё обращение ко Христу, будущий отец церкви, кроме всего прочего, рассказывает, как его жена препятствовала его превращению в верующего христианина. Авторитет Августина долгое время был недосягаем и только спустя восемь веков, уже современник Хильдегарды Бингенской и Алиеноры Аквитанской осмелился не пойти по его следам. Впрочем, величайший мыслитель своего времени Фома Аквинский не доходил до того, чтобы вернуть женщине свободу и признать её равенство. Но не будем слишком строги, бикини ведь тоже появилось не сразу.

Опираясь на мысль Аристотеля, что "душа есть форма тела", Фома Аквинский отверг догму Августина о двух уровнях творения. Согласно Аквинскому, божественная душа покоится и в мужском, и в женском обличиях. В то же время мужчина демонстрирует большую остроту ума, а его семя — единственное, что увековечивает момент соединения мужчины и женщины. В трудах и сочинениях последователей Аквинского подчинённое положение женщины объяснялось в первую очередь несовершенством её тела, в остальном же они ставили знак равенства между полами.

630 300
© iStock 

Вот, к примеру, один из доводов: если бы Бог хотел сделать женщину существом высшим по сравнению с мужчиной, он сотворил бы её из головы Адама, а если бы наоборот — низшим, то сотворил бы её из его ног. Несмотря на кажущуюся простоту подобных умозаключений — это была подлинная революция, которая отразилась даже в церковном регламенте бракосочетания, который отныне требовал согласия обоих брачующихся. И пусть это было всего лишь правило, которое отнюдь не всегда считали нужным блюсти, но уже его наличие знаменовало собой повышение статуса женщины.

Но за фокус теологов, преобразивших первородный грех в грех сексуальный, женщине пришлось заплатить дорогую цену. Отныне она считалась лишь бледным отблеском мужчины. "Божественный образ проявляется в мужчине так, как он не воспроизводится в женщине", — утверждал тот же Фома Аквинский.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Ариэль Городецкий • 04.03.2016
Версия для печати cсылки по теме: традиции, они о нас, культура, история, жизнь и судьба, время, взгляд и позиция


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru