]]>
]]>

«верь подземный. ћерило столичной престижности

280 450
Wikimedia Foundation
¬елика ћосква и продолжает увеличиватьс€, а расти вширь уже некуда. “радиционный выход Ц зарытьс€ под землю или устремитьс€ за облака.

ѕервый проект городской железной дороги, сделанный инженером Ѕалинским, был представлен на рассмотрение городской ƒумы ещЄ в 1902-м. » благополучно отвергнут.

Ќеоднократные попытки проектантов прорватьс€ сквозь думский заслон в предреволюционное врем€ так успехом и не увенчались.  ак и большинство технологических проблем –оссии, проблема метро была разрешена только в рамках нового стро€.

Chemin de fers electrique metropolitain Ц "столична€ электрическа€ железна€ дорога". ѕоследнее слово, вырванное из контекста французского составного технического термина, вошло в употребление, а малиново свет€ща€с€ буква "ћ" стала одним из величайших советских логотипов.

—ама по себе иде€ строительства метрополитена не несла в себе ничего специфически российского и приоритетного. ƒостаточно совершенные и эффективные метрополитены действовали в Ћондоне (с 1863), Ќью-…орке (с 1868), Ѕудапеште (с 1896), ¬ене (с 1898), ѕариже (с 1900).

ќбещанные Ћениным мраморные дворцы дл€ жиль€ труд€щихс€ и золотые общественные нужники к маю 1935 года так и не по€вились. ¬замен них €вились дес€ть подземных вокзалов, где мера сочетани€ идеологичности и функциональности была выбрана точно и сработала безупречно.

Ёто были честна€ роскошь и насто€ща€ помпа. Ѕронзу светильников и перил, мраморную отделку колонн и стен, хромированную сталь вагонных поручней можно было щупать, потребл€ть без ограничени€, пользоватьс€ без убыли, пить и есть глазами и ушами.

280 450
Wikimedia Foundation
¬ станци€х первой очереди строительства чувствуетс€ растер€нный поиск и разностильность. јл€поватость и купеческий ресторанный блеск " омсомольской радиальной" и "ѕарка  ультуры" оттенены суховатой простотой "„истых прудов" и "Ћуб€нки". ќткровенно вокзальна по типу станци€ "јлександровский сад". Ќо эти вкусовые грехи искуплены темноватым и прохладным подземным дворцом " ропоткинской", станции, сделанной из прохладного воздуха и эффекта сливающихс€ со сводом колонн-лилий.

¬ станци€х второй очереди строительства архитектурный поиск более целенаправлен и сдержан. ќт "—окола" до "јвтозаводской" выстроилась панорама возможных решений Ц односводовое пространство "јэропорта", конструктивистский блеск нержавеющей стали "ћа€ковской", тЄмна€ монументальность "ƒинамо", светла€ монументальность "“еатральной".

‘антастическа€ дл€ медлительной эпохи скорость перемещени€ по городу опь€н€ла и взвинчивала замордованных советских человеков. "ќт —окольников до ѕарка" за 20 минут Ц в 1935-м это было похлеще, чем сейчас от ћосквы до ѕитера за 1 час на самолЄте.

ѕервое врем€ метрополитен служил не столько средством транспорта, сколько объектом дл€ экскурсий и св€тилищем высоких энергий. Ѕедно одетые, полуголодные, не успевшие забыть о только что отменЄнной карточной системе люди, войд€ в метро, зар€жались гордостью и оптимизмом от нагл€дной роскоши, технического совершенства и всеобщей доступности всего этого. ќглаженный миллионами ладоней револьвер бронзового красногвардейца на "ѕлощади –еволюции" Ц то же, что дл€ католика палец чудотворной статуи св€того: к нему прикладывались.




∆∆
facebook

 1  2
—траницы
јндрей  ротков • 04.09.2009
¬ерси€ дл€ печати cсылки по теме: мысли, метро, истори€, дизайн, города


ћобильна€ верси€
ѕоиск по женскому журналу:






© —уперстиль ∆енский журнал 2005-2021.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

¬се права на материалы, наход€щиес€ на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охран€ютс€ в соответствии с законодательством –‘, в том числе, об авторском праве и смежных правах. ѕри любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru об€зательна.

– на правах рекламы


]]>
–ейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>