Зверь подземный. Мерило столичной престижности

280 450
Wikimedia Foundation
Велика Москва и продолжает увеличиваться, а расти вширь уже некуда. Традиционный выход – зарыться под землю или устремиться за облака.

Первый проект городской железной дороги, сделанный инженером Балинским, был представлен на рассмотрение городской Думы ещё в 1902-м. И благополучно отвергнут.

Неоднократные попытки проектантов прорваться сквозь думский заслон в предреволюционное время так успехом и не увенчались. Как и большинство технологических проблем России, проблема метро была разрешена только в рамках нового строя.

Chemin de fers electrique metropolitain – "столичная электрическая железная дорога". Последнее слово, вырванное из контекста французского составного технического термина, вошло в употребление, а малиново светящаяся буква "М" стала одним из величайших советских логотипов.

Сама по себе идея строительства метрополитена не несла в себе ничего специфически российского и приоритетного. Достаточно совершенные и эффективные метрополитены действовали в Лондоне (с 1863), Нью-Йорке (с 1868), Будапеште (с 1896), Вене (с 1898), Париже (с 1900).

Обещанные Лениным мраморные дворцы для жилья трудящихся и золотые общественные нужники к маю 1935 года так и не появились. Взамен них явились десять подземных вокзалов, где мера сочетания идеологичности и функциональности была выбрана точно и сработала безупречно.

Это были честная роскошь и настоящая помпа. Бронзу светильников и перил, мраморную отделку колонн и стен, хромированную сталь вагонных поручней можно было щупать, потреблять без ограничения, пользоваться без убыли, пить и есть глазами и ушами.

280 450
Wikimedia Foundation
В станциях первой очереди строительства чувствуется растерянный поиск и разностильность. Аляповатость и купеческий ресторанный блеск "Комсомольской радиальной" и "Парка Культуры" оттенены суховатой простотой "Чистых прудов" и "Лубянки". Откровенно вокзальна по типу станция "Александровский сад". Но эти вкусовые грехи искуплены темноватым и прохладным подземным дворцом "Кропоткинской", станции, сделанной из прохладного воздуха и эффекта сливающихся со сводом колонн-лилий.

В станциях второй очереди строительства архитектурный поиск более целенаправлен и сдержан. От "Сокола" до "Автозаводской" выстроилась панорама возможных решений – односводовое пространство "Аэропорта", конструктивистский блеск нержавеющей стали "Маяковской", тёмная монументальность "Динамо", светлая монументальность "Театральной".

Фантастическая для медлительной эпохи скорость перемещения по городу опьяняла и взвинчивала замордованных советских человеков. "От Сокольников до Парка" за 20 минут – в 1935-м это было похлеще, чем сейчас от Москвы до Питера за 1 час на самолёте.

Первое время метрополитен служил не столько средством транспорта, сколько объектом для экскурсий и святилищем высоких энергий. Бедно одетые, полуголодные, не успевшие забыть о только что отменённой карточной системе люди, войдя в метро, заряжались гордостью и оптимизмом от наглядной роскоши, технического совершенства и всеобщей доступности всего этого. Оглаженный миллионами ладоней револьвер бронзового красногвардейца на "Площади Революции" – то же, что для католика палец чудотворной статуи святого: к нему прикладывались.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Андрей Кротков • 04.09.2009
Версия для печати cсылки по теме: мысли, метро, история, дизайн, города


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru