Эх, вы сани! Тобогган и нарты

"Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой…"

Иван Суриков

Совсем не так давно сани были любимым зимним развлечением детей. А взрослые охотно катались на них за компанию и по праздникам. До сих пор с удовольствием вспоминаю, как я катала на санках своего папу и ужасно гордилась, какая я сильная. И только много позже мама рассказала мне, что папа, как только я отворачивалась и начинала тянуть санки, помогал мне, отталкиваясь ногами. Но тогда я об этом не подозревала, и радость моя была неописуема.

630 183
© 2012 Thinkstock 

Многие думают, что самым ранним изобретением человечества было колесо, а учёные говорят, что это были сани. Кому-то пришло в голову привязать к животному два передних конца жердей, а задние волочились по земле, так были изобретены первые сани-волокуши, которые вскоре стали самым распространённым типом повозки без колёс. Сани до сих пор возят лошади, олени, мулы, быки, собаки.

Современные сани, как правило, имеют полозья. Однако простейшее устройство первых саней сохранилось и в сегодняшних, мало изменившись. У всех саней две основные части - полозья и сиденье, - жёстко скреплённые между собой.

Р. Ф. Брандт и В. Ф. Миллер предполагают, что слово "сани" произошло от "сань", что значит "змея". Вероятно, назвали их так из-за полозьев и их сходства со змеей. На Руси сани часто называли - "дровни", "возила", позднее "катана" и "избушка".

Самыми древними санями считаются сани, обнаруженные при раскопках в Финляндии, и относятся они ко II тысячелетию до нашей эры. Полозья, похожие на современные, находили и на Северном Урале. Но вообще в мире существуют самые разные сани.

Например, тобогган – сани без полозьев. Нарты – сани с полозьями. Но на них нередко устраивали жилища – "нартяной чум". На полозьях устанавливался лёгкий каркас, который сверху обтягивали шкурами и парусиной. Делали окна, а внутри устанавливали печку.

Сани были не только у северных народов, где много снега, но и у южных. В Древнем Египте сани использовали в похоронных обрядах. Сани древнекитайского императора - "богдыхана Поднебесной империи", были закрытыми, и тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах. Индейцы Северной Америки по типу волокуш сооружали сбитую их досок сухопутную лодку – "тобогган", в которой во время зимних кочевок, как в санях, запряжённых собаками, перевозили детей, стариков и запасы еды.

630 300
© 2012 Thinkstock 

На Древней Руси дороги были немного хуже, чем сейчас, то есть проехать по ним, на чём-то, кроме саней, было трудно.

Поэтому сани были самым распространённым видом транспорта на Руси даже в летнее время вплоть до XVII века, а в некоторых областях и до начала XX века.

Езда на санях в Древней Руси являлась признаком высокого социального статуса и богатства. На санях ездили во время торжественных церемоний, особенно любили сани высшие духовные лица и цари.

Так в XVII веке царь Алексей Михайлович на богомолье летом отправился в санях, которые были запряжены восемью парами лошадей. У царей, великих князей и богатых бояр сани были богато убраны и стоили 200—300 рублей - по тем временам огромные деньги. Ездили в них по одному, реже по два человека. При выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещались два боярина на запятках и два стольника у царских ног на "полках" - специально сделанных уступах.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Наталия Антонова • 06.12.2012
Версия для печати cсылки по теме: авто и транспорт


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru