ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ. Уникальный менталитет

340 400
© iStock 
Согласно Набокову человека формируют три фактора: среда, наследственность и неизвестный фактор Икс. В отношении народа под средой можно понимать географию, климат, а под наследственностью — историю, летопись веков.

Набоков — хитрый, оставил лазейку с этим неизвестным фактором, знал, что у истории есть бездна возможностей тасовать два других фактора, как ей вздумается, и что при одинаковых сочетаниях среды и генов (как, например, у близнецов) развитие вполне может разительно отличаться. Но насчёт первых двух он точно прав. И это то, что нам всегда известно. И это именно то, что формирует понятие "менталитет".

В чём он себя проявляет? Взять, к примеру, балканское, итальянское или грузинское кино. Основные объекты и ситуации — вино, усы, внезапная настоящая любовь, толстый бородатый поп (борода плавно переходит в рясу), осёл (возможна свинья), цыгане в майках-алкоголичках и пиджаках (одновременно) и с золотыми зубами через один. Красивые женщины в юбках и пиджаках с мужского плеча, война, пальба, цветы, музыка, рыбы, автомобили без дверцы (иногда и без колёс), свадьба, похороны, старый каменный дом, мама.

Все друг друга нелепо любят, пьют вино, едят еду, дерутся, мирятся, идёт свадьба, похороны или дождь, спектакль, война или драка. Все любят маму, мама плачет, потом все идут за солнцем в поле, в котором стоит старый каменный дом.

Почему у этих ребят кино всегда мужское, патриархальное, почему в нём много любви, мата, скабрезностей, простоты, фундаментальности, нарочитости? Почему у их более западных коллег всегда строгое соответствие жанру, и там, о ужас, нет места смеху или любви? А это как раз и есть то, что у культурологов, психологов и социологов называется национальным менталитетом.

И объяснение этому есть. Эти режиссёры — парни с патриархального юга, где их мамы своих мальчиков боготворят до такой степени, что они до старости остаются смешными красивыми мальчиками, которым позволено всё. Которым, надо же, как повезло — мало того, что они балканцы/грузины/итальянцы, так ещё и мужчины, да ещё и художники. Это ж надо, чтоб вот так вот молния благоденствия в одно темечко ударила трижды! У грузин и итальянцев побольше общего — в их странах чаще урожай и больше солнца, так что больше времени на изыски, искусство и наслаждение.

У балканских славян меньше времени на красоту, поскольку их быт чуть потяжелее, поэтому в их фильмах больше разрухи, мужчины чаще небриты, а женщины одеваются так, словно вылезли из мусорного бака — но при этом аграрно, по-сельски, по-прежнему хороши. Им некогда гнаться за эстетикой, у них всегда война, а если даже и нет, нужно скорее заняться любовью, помолиться или пожрать мясца! Некогда им оттащить свинью от колеса машины, помыть дом, причесаться или побриться. Но они всё ещё знают, что по-настоящему важны только главные вещи: любовь, жизнь, мама, Бог. Ну, и АК-47, конечно же.

630 300
© iStock 

Грузины и итальянцы ближе к эллинистическому гедонизму, им сразу и чаще видится окружающая ослепительная красота и яркость красок. В сочетании с материнским преклонением перед сыновьями это даёт мастерам итальянского или грузинского кинематографа фантастическую, небывалую свободу творить. Это та безусловная любовь матери и природы, которые способны творить чудеса и сообщают ту же способность любимым мальчикам.

И тут балканцы к ним присоединяются. Уже со своим гедонизмом — аскетическим. И даже в аскетизме и бедности — смелость и чудеса. Хочешь рыбу на небо? Пожалуйста! Нам можно. Продюсер говорит "Нельзя"? Но мама сказала "Можно!".




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Юлия Шералиева • 06.11.2015
Версия для печати cсылки по теме: психология, мысли, культура, история, жизнь и судьба, взгляд и позиция


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru