ЖЕМЧУГ. Бутон цветка из перламутра

Слово "жемчуг" происходит от китайского "чжень-жу", арабского "зеньчуг" или татарского "зеньчжу". Индейцы называют его "маньяра" – "бутон цветка", а греки – "маргаритес".

Жемчуг – это продукт жизнедеятельности моллюсков. Жемчужина образуется в результате попадания в мантию моллюска посторонних предметов: песчинок, обломков раковин, паразитирующих клещей и мелких рачков. Моллюск очень чутко реагирует на незваного гостя и сразу же начинает обволакивать инородное тело пленкой перламутра, выстилающего внутреннюю часть раковины. Так образуются жемчужины.

630 300
© iStock 

Цвет жемчуга зависит от типа воды и географического расположения места, где живут жемчужницы. Специалисты выделяют около 120 оттенков жемчуга. Самый распространенный – серебристый, самый редкий – зеленовато-голубой. Последний встречается только у одного из островов Индонезии. Жемчуг нежно-розового цвета находится у берегов Индии, желтого – в прибрежных водах Шри-Ланки, коричнево-золотистого – у берегов Панамы. В Мексике находят красновато-коричневый и черный жемчуг, в Японии – белый и светло-зеленоватый, в Персидском заливе – нежно-кремовый.

Лучший черный жемчуг, в том числе и крупный культивированный, поступает с Таити. Черный жемчуг цениться очень высоко, но не все жемчужины в ювелирных магазинах черные. Нередко их окрашивают раствором нитрата серебра.

Естественная цветовая гамма жемчуга редко выходит за пределы бело-розовых оттенков, хотя в некоторых местах планеты жемчужины растут желтыми, коричневыми, зеленоватыми. Современная биологическая наука дала фермерам возможность содержать моллюсков в искусственных средах, результатом чего стало появление на рынке жемчугов самых фантастических расцветок.

Считается, что по цвету жемчуг должен быть близок к цвету кожи того, кто его носит. В Европе предпочтение отдается снежно-белому или белому с легким голубоватым оттенком жемчугу, а на Востоке – желтоватому и коричневому. Изменчивая мода выносит на пик спроса то розовые, то золотые, то черные, то классические белые жемчуга. Стоимость коллекционных и раритетных жемчужин наиболее актуальной расцветки измеряется уже сотнями тысяч долларов. Относительная недолговечность жемчуга подстегивает ценовую гонку. Физические свойства жемчуга определяют продолжительность жизни самоцветного камня в несколько десятков лет.

630 300
© iStock 

В своем романе "Война с саламандрами" (1936 г.) К. Чапек описывает добычу жемчуга. На данный момент нет законных способов приобретения жемчуга, выросшего в дикой природе. Запрет на промысловую добычу жемчужин действует с 1952 года по всей территории планеты. Основанием для запрета послужила чрезвычайно низкая продуктивность добычи. Для нахождения одной жемчужины непредсказуемого качества уничтожалось до полусотни моллюсков, служащих в биоценозах эффективными фильтраторами воды.

На сегодняшний день не менее 95% продаваемого жемчуга является культивированным. Почти 4,5% приходится на подделки и имитации. И лишь полпроцента рыночного объема торговли занимает дикий жемчуг, добытый ранее 1952 года.

Безупречная жемчужина "чистой (первой) воды" имеет нежно-молочный, светло-серебристый блеск, переливающийся всеми цветами радуги. Это самый дорогой жемчуг.
Первым человеком, запатентовавшим выращивание жемчуга, стал в 1913 году японец Микимото. Фирма "Микимото перлз" (Mikimoto Perls) на сегодняшний день является крупнейшим поставщиком высококачественного культивированного жемчуга на мировом рынке. Второй по величине центр по выращиванию жемчуга находится в Северной Австралии.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Татьяна Баранова • 07.06.2016
Версия для печати cсылки по теме: драгоценности


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2018.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru