]]>
]]>

Магия тела. Русская обнажёнка

300 460
СultОbzor 
Речь о двухчастном выставочном проекте Государственной Третьяковской галереи, посвященном изображению обнаженной натуры в русском искусстве XVIII – XX веков.

История живописи помнит разное отношение к человеческой наготе. И то, что было совершенно привычным для античности, воспевавшей красоту тела, стало табуированным в христианскую эпоху. Спасителя, безусловно, изображали полунагим, чтобы подчеркнуть его связь с человеческой природой, но не более. Обнаженными также изображались Адам и Ева, изгоняемые из рая. Правда, с фиговыми листами на причинных местах, в слезах и горестно бредущими в неизвестность. В этом случае нагота воплощает собой нашу беззащитность и уязвимость – не более.

А ведь человека всегда живо интересовало собственное тело.

Достаточно вспомнить анатомические театры, на которых не только медики изучали строение себе подобных, но и живописцы, которые стремились познать анатомию, чтобы правильнее изображать человека в движении.

Собственно, так и появилась художественная анатомия, до сих пор изучаемая в Академии художеств. Со временем нагота прижилась в мифологических сюжетах. Правда, всегда изображалась идеализированно красивой. Такова академическая традиция, которая тоже со временем надоела. Художники не желали писать идеал красоты, а стремились отображать правду жизни. Дальше – больше, человеческое тело становится объектом для экспериментов авангардистов, кубистов, минималистов, да мало ли кого еще. В общем, до сих пор обнаженное тело продолжает будоражить фантазию человека.

Выставка "Магия тела" рассказывает и показывает, как менялся ракурс и отношение русских художников к голому телу на поприще изучения обнаженной натуры.

И если самоотверженность Геркулеса у академиста Ивана Акимова подчеркивается атлетичностью мифологического героя, то у художников романтической школы красота не идеализированная, но манящая и теплая. Так, Вирсавия Карла Брюллова притягательна и даже соблазнительна, а Вакханка Алексея Венецианова и вовсе близка и знакома зрителю, ведь писал он ее, как и свои знаменитые портреты, с обычной крестьянки. "Натурщица" кисти Валентина Серова напоминает традиционный академический экзерсис на тему изображения обнаженной натуры. Однако, здесь нет нарочито выспренней позы, идеализации, зато есть простота, легкость и красота, та самая – природная. Рядом "Натурщица" Николая Фешина, которая лежит в не очень изящной позе, зато обрамлена таким живописным декором, что однозначно воспринимается как нечто удивительное и необычное.

630 300
СultОbzor 

И отношение к наготе перестает быть таким трепетным. Обнаженное тело теперь изображается уже не средь драпировок на постели, а в привычных бытовых условиях, например, в русской бане, во время зарядки, за мытьем полов. Так, пышная и румяная "Русская Венера" кисти Бориса Кустодиева запечатлена в бане с веником. Мастер жанровых сценок, этот художник обладал не только мастерством, но и отличным чувством юмора. На картине Виталия Тихова "В бане" мы снова видим группу моющихся женщин окутанных клубами пара, словно туманом. Кажется художникрешил перенести эксперименты французских импрессионистов с пленэра в пространство предбанника.Да и представительсурового стиля Николай Андронов отправил своих обнаженных героев, надо полагать, супругов, туда же – в баню.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Елена Вербина • 08.10.2014
Версия для печати cсылки по теме: кризис, искусство, выставка


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2017.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


]]>
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>