ЖИЗНЬ В АНЕКДОТЕ. Василий Иванович Чапаев

350 300
Кадр из фильма "Чапаев", 1934г 
Василий Иванович Чапаев родился 9 февраля 1887 года. Отец его, Иван Степанович, по национальности был мордвин-эрзя; мать, Екатерина Семеновна, – наполовину русская, наполовину чувашка. Именно благодаря этому смешению кровей Василий Иванович Чапаев и был настоящим русским человеком.

Погиб Василий Иванович 5 сентября 1919 года при тёмных и неясных обстоятельствах, мало схожих с теми, которые отражены в известном кинофильме. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Но Чапаев жив. Можно даже сказать – живее всех живых. Народная память сохранила его имя и образ в гораздо большей степени, чем имена и образы других военачальников Гражданской войны, про которых сейчас помнят разве что специалисты-историки. Такая память – добрый знак. Ведь если человека помнят – то, значит, к нему неравнодушны; а те, кто забыт, о ком не помнят – словно бы и не существовали никогда.

Столь долгую жизнь Василию Ивановичу Чапаеву обеспечил, конечно, не весьма слабый роман о нём, написанный Дмитрием Фурмановым. Чапаева прославил одноимённый кинофильм – довольно плакатный и прямолинейный, но в своё время очень популярный.

И вот что интересно: фильм "Чапаев" продержался в кинопрокате до самого конца сталинской эпохи только потому, что репертуар советского кинематографа тех времён был довольно скуден. Когда в середине 1950-х закончился так называемый "период малокартинья" и фильмов стали снимать достаточно много, "Чапаев" сошёл с экранов кинотеатров.

Время от времени его демонстрировали по телевидению – и только. А на замену лёгшему на полку фильму в самом начале 1960-х явилось нечто совершенно невиданное и ранее немыслимое – чапаевские анекдоты.

Специальных учёных исследований по этой теме встречать не доводилось. Поискав ответ самостоятельно, я пришёл к выводу: анекдоты о Чапаеве появились и приобрели массовое распространение именно в начале 1960-х, и почему-то сначала в детской и подростковой аудитории. Почему? Попробую ответить и на этот вопрос.

350 280
Кадр из фильма "Чапаев", 1934г 
Революционной эпохе была необходима своя мифология – героическая, былинная, эпическая. Однако на народно-фольклорную основу эта мифология никак не ложилась. Народная сказительница Марфа Крюкова одно время пробовала складывать "новины", то есть былины наоборот, с новейшим революционным содержанием, в том числе и про Чапаева. Но из этой затеи ничего не вышло, искусственный жанр не прижился.

Зато у революционной эпохи быстро сложились священная история с агиографией (история большевистской партии плюс жития святых мучеников революции), торжественная гимническая песенная поэзия ("Суровые годы проходят борьбы за свободу страны..."), простой песенный фольклор ("Что за стыд, что за срам, что за безобразия, поналезла нонче к нам всяка буржуáзия..."), революционный плутовской роман (история похождений знаменитого авантюриста-террориста Камо), классицистская драматургия (Вишневский, Лавренев, Погодин), романтическая повесть (Николай Островский) и реалистический роман (А.Н. Толстой, К. Федин).

Не хватало только волшебной сказки. Литература о Ленине, создаваемая для детей, на сказку не тянула. Потребовалось немало времени – больше сорока лет – чтобы из недр народного словотворчества вышел, наконец, первый сказочный революционный герой – Василий Иванович Чапаев.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Андрей Кротков • 09.02.2010
Версия для печати cсылки по теме: юмор, история, знаменитости, жизнь и судьба


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru