НЕМНОГО ИСКУССТВА. И снова книги

280 400
wikipedia.org 
Когда-то, еще в позапрошлом веке, писатели противопоставляли творчество так называемому "искусству", видя в нем лишь формальное мастерство. "В нем не вижу я ни капли творчества, а много искусства", - писал Пушкин о ком-то из товарищей по Парнасу. Меняется все, в том числе и значения слов, и теперь под искусством мы понимаем немного другое, в том числе и умение трогать душу, посредством слов ли, кисти ли, музыки... С искусством так или иначе связаны и книги, о которых будет идти речь сегодня.

Гюстав Флобер "Госпожа Бовари. Воспитание чувств. Саламбо. Простая душа". Спб., Азбука, 2014 (Серия "Малая библиотека шедевров").

Французская и русская литературы, как говаривал один персонаж "Дня выборов", "всегда были глубоко пересечены": тот же Пушкин начинался с французской литературы и, как говорят, стихов на французском, Кутузов в часы отдыха читал романы мадам Жанлис, а Лев Толстой вроде бы видел даже сны на французском. Не прошли мимо русской всемирной отзывчивости и более современные писатели: автор "Госпожи Бовари" был любимцем Александра Блока-отца, а сын пытался переводить одну из новелл мастера.

Нынче Флобер относится к числу входящих в "джентльменский набор" знакомства с зарубежной литературой: "Саламбо" рекомендуют в Литинституте как один из образцов исторического романа, "Воспитание чувств" не без оснований сравнивают с гончаровской "Обыкновенной историей", но едва ли не главным трудом Флобера остается роман о девушке, чересчур рано вышедшей замуж и заплатившей за это непомерную цену. И грустно становится на последних его страницах, когда уходят в тень умершие или исчезнувшие герои, и остается одна лишь пошлость — вечная и, увы, неистребимая.

330 400
wikipedia.org 
А.К. Толстой "Князь Серебряный". М., Аст, 2016. (Серия "Библиотека "История Российского Государства").

Классикой исторического романа стала и эта "повесть времен Иоанна Грозного", написанная одним из самых недооцененных авторов XIX века. Эпоха Рюриковичей всегда привлекала одного из творцов незабвенного Козьмы Пруткова — достаточно вспомнить его знаменитую драматическую трилогию о Борисе Годунове и Федоре Иоанновиче. "Князь Серебряный" же стал не только вершиной его прозы, но и материалом для театральных и кинопостановок, пусть и не всегда удачных.

Критика порой пеняла автору на излишне романтические характеры персонажей и неисторичность событий (от чего автор и сам не отказывался), и все же сами эти характеры настолько ярки и привлекательны (не исключая и вполне отрицательных персонажей), что возвращаешься к ним снова и снова, и чувствуют это не только читатели, но и издатели.

340 400
wikipedia.org 
Ольга Арефьева "Одностишия". М., Livebook, 2016.

"Как известно, гений не может уложиться в рамки, заданные ему природой", - так или примерно так писали безымянные авторы предисловия к подборке непесенных произведений Джона Леннона, Боба Дилана, Джима Моррисона и других. Тем справедливее это для русской музыки, в которой слово всегда значило не меньше, а зачастую и больше музыки, а "побочные" занятия известных авторов лишь подчеркивали их умение работать со словом.

Сказанное в полной мере относится к одному из лучших авторов русской фолк-музыки (рок-музыки, этники?), Ольге Арефьевой. Несколько лет назад поклонники ее таланта могли оценить книгу восхитительно абсурдной прозы "Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной", а какое-то время спустя в свет вышла книга одностиший — жанра, в котором, кажется, давно и прочно царствует Владимир Вишневский. И все же одностишия Арефьевой пользуются не меньшим успехом, а в новую, уже вторую книгу вошли не только они, но и "коллеги" по жанру веселого дуракаваляния — так называемые "пирожки" и "лимерики", жизнь которых отнюдь не закончилась с уходом в мир иной всемирно известного Эдварда Лира.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Сергей Князев • 11.08.2016
Версия для печати cсылки по теме: книги


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru