]]>
]]>

”ниверсальный ценитель. »нтеллигент или филистер?

 аков широко распространенный образ интеллигента в современном российском обществе? ¬ представлении обывателей: вне зависимости от половой принадлежности это асексуальный чуждый радост€м жизни, а в нашей стране неизбежно ещЄ и бедный, скажем, очкарик.

ќднако же, в человеке должно быть прекрасно всЄ! Ёто истинно прекрасное суждение русского классика основано на отказе от противопоставлений по принципу бинарных оппозиций (в частности материального Ц духовному) и тем и интересно.

630 260
© 2010 Thinkstock 

ѕрекрасна иде€ иерархии ценностей, в которой место находитс€ всему Ц и ценности плотских удовольствий, и ценности интеллектуальных наслаждений, и ценности духовного горени€, сжигающего всЄ, что мешает духу. Ёту пирамиду в духе гуманизма, согласно философии Ќикола€ √артмана, венчает ценность этического класса Ц альтруизм.

÷енности базиса пирамиды доступны всем. „ем более высокую позицию в иерархии занимает ценность, тем она реже реализуетс€. "¬ысота" человека определ€етс€ не тем, насколько "высокие" ценности он познал, а насколько полон их охват Ц не по вертикали, а во всех направлени€х. ѕолнота жизни при таком подходе Ц это и есть духовный идеал.

ѕолнота, но никак не отказ от базовых ценностей в пользу "высоких истин". —ледовательно, аскетизм как таковой имеет оправдание, согласно такой логике, либо как побочный результат (всем известно состо€ние, когда, концентриру€сь на чЄм-то, мы способны забывать о пище и отдыхе, черпа€ силы из самого предмета сосредоточени€), либо как средство к достижению более глобальной цели (тонка€ тали€).

–ассуждени€ эти нос€т условный характер, но они приведены здесь, чтобы показать альтернативу ещЄ более ограниченной картине мира, котора€ рисуетс€ в чЄрно-белом цвете. ѕлоть и душа, добро и зло, интеллигенты и филистеры...

280 450
© 2010 Thinkstock 
»так, коль скоро культура есть большой-большой резервуар с ценност€ми, то и квинтэссенцией духовности, включенной нами в пон€тие интеллигентности, €вл€етс€ максимальное познание всего этого многообрази€, а не выделение какого-то его фрагмента (истинностные ценности или эстетическиеЕ).

“ак вот поэтому и идеальный образ интеллигента Ц это образ универсального ценител€. »нтересное выражение получила эта иде€ на уровне лингвистики: неотъемлемый признак развитого человека Ц полиглосси€ ("многоголосие"). „ем шире ты познаешь мир, тем больше знаешь его "наречий", ибо опыт "конденсируетс€" в €зыке. » потому, увлечЄнный исследователь, например, может быть похож на аскета, но этот аскетизм по своей сути не должен быть следствием атрофии эстетического чувства или способности наслаждатьс€ простыми радост€ми жизни.

ƒругой аспект подобной универсальности Ц это умение доставать из копилки ценности, именно адекватные требовани€м ситуации. Ёта своеобразна€ духовна€ зоркость гарантирует уместность поступков и деликатность поведени€.

» последнее, что имеет смысл отметить в св€зи с метафизикой культуры и человека культуры, Ц это его динамичность. ћы попеременно живЄм на разных уровн€х реальности, как внешней, так и внутренней, но имеем иллюзию о принципиальной централизации нашего мира ("твЄрдом €дре"). ѕрикипание душой к этому смысловому центру "на всю жизнь" зачастую сильно ограничивает человека.




∆∆
facebook

 1  2
—траницы
≈лена “ерещенко • 15.07.2010
¬ерси€ дл€ печати cсылки по теме: мысли, культура, красота, искусство, взгл€д и позици€


ћобильна€ верси€
ѕоиск по женскому журналу:






© —уперстиль ∆енский журнал 2005-2021.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

¬се права на материалы, наход€щиес€ на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охран€ютс€ в соответствии с законодательством –‘, в том числе, об авторском праве и смежных правах. ѕри любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru об€зательна.

– на правах рекламы


]]>
–ейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>