Пьяная Русь. Мёд, водка и сбитень

330 330
Wikimedia Foundation 
"Руси есть веселие пити" – произнес как-то светлый князь Владимир между двумя чарками – и, можно сказать, произнёс приговор. С тех пор русский человек никакое "веселие" не мог представить без "пити", благо, что национальные традиции способствовали широкому выбору пития.

Самым что ни есть исконным русским хмельным напитком был мёд, сведения о котором дошли до нас из легенд и преданий старины глубокой. Увы, рецепт до наших дней не дошёл. Известно, что это был сладкий напиток, которым, однако, могучие воины упивались допьяна.

Название напитка "мёд" не славянского, а греческого происхождения, означает "опьянение". Не только славяне любили побаловаться мёдом – жители Дании долго употребляли его вместо вина, а Эдда называет мёд "божественным питьём". В своё время (точнее в 945 году), великая княгиня Ольга, посетившая Искоростень, как повествует летопись, велела приготовить жителям разного мёду, которым она хотела угостить их самих – что, как полагают историки, свидетельствует о том, что на Руси мёд был в изобилии, и варили его при первой надобности без проблем.

Известно множество сортов мёда – ягодный, можжевеловый, красный, белый, княжий, боярский, пряный… Для лучшего вкуса в него добавляли свежевыжатый вишнёвый сок.

Уже в начале X века квас и пиво (как и печёный хлеб) были в широком употреблении. Пиво по-старинному называлось "олуй" – что говорит, возможно, о его скандинавском происхождении. Иноземного происхождения были и другие "бодрящие" напитки.

Как утверждает Нестор-летописец, ещё князь Олег, по возвращению из похода на Константинополь в 907 году, привёз с собою в Киев "золото, ткани, овощи и вина" – а следовательно, знакомство приближённых князя с греческими винами произошло никак не позже этой даты.

280 450
Wikimedia Foundation 
С тех пор и примерно до конца XV века в различных документах и описях встречаются упоминания о "вине белом" и "вине красном" – разумеется, как о предметах гордости хозяев и о дорогих подарках. Так, архиепископ Новгородский Феофил, как утверждают летописцы, при прощании с Иоанном Третьим подарил князю "три бочки вина белаго, две краснаго и две мёду стараго". Что же, без сомнений, князь оценил этот щедрый дар. Хотя сам был сторонником трезвости.

Продажа всяких горячительных напитков была на Руси сначала вольная. Но уже тогда было замечено – без всяких социологических служб – что "излишнее употребление горячительных причинило бедность и разорение бесчисленным семействам", что и побудило Иоанна III запретить свободную продажу выпивки.

Запрет продержался долгое время. Во всяком случае, в бытность в Москве посла барона Герберштейна (до 1526 г) народу позволялось пить крепкие напитки только в некоторые праздничные дни. Иван Грозный, хоть и велел построить кабак на Балчуге для своих опричников, где позволялось им пить сколько влезет, однако же пьяных не любил. Он позволял народу отрываться в кабаках только по большим праздникам, в остальное время пьянчужек велено было сажать в тюрьму.

Царь Фёдор велел кабак сломать, но Борис Годунов, мысля о государственных доходах более, чем о народной нравственности, велел его вновь отстроить. С его лёгкой руки распространились по России питейные дворы, называемые "кружечными" – от слова "кружка"…




ЖЖ
facebook

 1  2 3
Страницы
Галина Опанасенко • 16.07.2010
Версия для печати cсылки по теме: традиции, культура, история, здоровье и медицина, алкоголь


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru