]]>
]]>

Папа Карло. Вечные герои нашего детства

280 450
© iStock 
Однажды столяр Антонио надумал сделать из обыкновенного полена, которое валялось у него в мастерской, ножку для стола. Но стоило ему взяться за дело, как, к его великому изумлению, полено завопило…

Нет ничего удивительного в том, что Карло Лоренцини, он же Коллоди, известен прежде всего по одной единственной сказке. Так бывало. И не раз. У нас Ершов – это прежде всего "Конек-горбунок", Метерлинк - "Синяя птица", а Родари - "Чиполлино". И сколько бы все знающие филологи ни говорили потом, что и Карло, и Родари, и Ершов, и Метерлинк написали еще много чего, но факты – упрямая вещь. Сказка, задуманная Коллоди (Коллоди – это псевдоним писателя из Тосканы, название деревушки, где он и родился) для детского издания, вернее, "Газеты для детей", сделала его имя бессмертным. Хотя сказка о деревянном человечке "История Буратино" у несостоявшегося священника получилось до ужаса нравоучительная:

– Знаешь, что я тебе скажу? – Пиноккио окончательно надоело выслушивать советы. – Из всех дел на свете мне нравится только есть, пить, спать и гулять с утра до вечера.
– Тот, кто только этим и занимается, оказывается в конце концов в больнице или в тюрьме, – тяжело вздохнул Сверчок.


И ведь как в воду смотрело вредное насекомое, Пиноккио не слушается старших, врет Фее, от этого, кстати, у него вырастает длинный нос, и он даже не помещается в комнате, оказывается на больничной койке, сидит в тюрьме, а потом уходит вслед за Ромео Фителем в Страну Развлечений и превращается в осла. Словом, это даже не сказка по большому счету, а целая опись смертных грехов и запретов, нарушая которые, говорящее сосновое полено получает воздаяние. И только после того, как он впервые в своей беспутной жизни совершает благородный поступок, устроившись работать у крестьянина, чтобы откормить заболевшего Джеппетту, он превращается в настоящего мальчика:

И он показал на большую деревянную куклу – деревянного человечка, прислонённого к стулу. Голова его была свернула набок, руки безжизненно висели, а скрещенные ноги так сильно подогнулись, что нельзя было понять, каким образом он вообще может держаться в вертикальном положении.

Пиноккио обернулся и пристально осмотрел его. И, после того как он его минуту пристально осматривал, он произнёс с глубоким вздохом:

– Какой я был смешной, когда был Деревянным Человечком! И как я счастлив, что теперь я настоящий мальчик!


И это только малая толика злоключений, на которые обрек бедного Буратино Карло Коллоди.

630 300
© iStock 

Как все это не похоже на нашего Буратино, которого выдумал - вернее, переосмыслил - Алексей Толстой. Толстой по сути отредактировал перевод Нины Петровской. Кстати, имя Петровской, с которой у Толстого был роман, впоследствии не упоминается. А ведь сказку-то перевела именно она. Вот ведь, словно Толстой превращается в Буратино и начинает преодолевать со своими советским героем все мыслимые запреты. "Буратино" Толстого – сказка жизнерадостная и совершенно безбашенная. Русская анархия и непослушание против европейской строгости и неукоснительного соблюдении законов.

Да, конечно, красный граф Толстой писал свою сказку в Советском Союзе. Мало того, он написал сценарий для первого фильма о Буратино, который вышел на экраны в 1939 году. В этом фильме появляется даже Сталин. Его легко опознать по довольно пышным усам кавказца, который по веревочной лестнице в унтах спускается вниз и наказывает алчного Карабаса. А вот у Коллодии Карабас – почти ангел. Правда, зовут его Манджафоко, то есть пожиратель огня. Но ведь именно он, разжалобившись злосчастной судьбой деревянной куклы, дает ей золотые. Причем совершенно бескорыстно, не требуя взамен открыть тайну золотого ключика и потайной дверцы за очагом. Да и золотого ключика и потайной дверцы у Коллоди не было.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Игорь Михайлов • 17.02.2017
Версия для печати cсылки по теме: книги


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2017.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


]]>
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>