АВАТАРА. Нисхождение в виртуальный мир

320 450
© iStock 
Недавно я поменяла аватарку в фэйсбуке: вместо чьей-то смешной концептуальной картинки поставила свою студийную фоточку. Почему? Ну, было такое настроение. И к тому же, на фото я хорошо выгляжу. Приятно всякий раз, заходя на фэйсбук, видеть свою виртуальную ипостась молодой и красивой.

И это, конечно же, не единственная моя онлайн-инкарнация: ведь еще есть мэйл, инстаграмм, форумы и прочие виртуальные арены, на которых лицедействует еще с дюжину других моих фотографий, анимированных гифок, мультяшных картинок – аватарок.

"Аватара" – словечко из индуизма, обозначающее нисхождение бога на землю в земных образах, с целью восстановления на земле космоса дхармы – универсального закона бытия.

В "Бхагавад-гите" и "Бхагавад-пуране" можно найти описания основных аватар бога Вишну и их функций. Так, Вишну нисходил в человеческий мир в образе рыбы, чтобы спасти Ману, прародителя человечества, от потопа. И в образе черепахи – чтобы спасти затонувшие во время потопа ценности. И в образе вепря – чтобы спасти землю, утопленную демоном Хираньякша в океане. И так далее, и тому подобное – "Бхагавад-пурана" описывает 22 основных аватар Вишну и утверждает, что вообще-то их – бесчисленное множество.

Забавно: в те далекие времена аватары были только у божества, а ныне - у всех смертных. Что ж, мы все теперь – боги. Боги создаваемых нами виртуальных миров. Но только вряд ли мы боги Космоса. Скорее уж, боги Хаоса.

Наши аватары являют образы, фрактально множащиеся в цепочках мэйлов, постов и комментов. Мы по-разному представляем себя на разных сайтах - в зависимости от правил интернет-комьюнити или от ассортимента картинок в нашем телефоне на данный момент. Иногда можно проследить взаимосвязи между характером аватарки и характером создаваемой вокруг нее виртуальности. Так, например, в твиттере под аватарами с изображениями "звезд" типа Леди Гага или Бьонсе являются авторы амбициозных твитов, с размахом на широкую аудиторию фолловеров; а в анимированной мультяшной аватарке проявляется автор, который хотя и часто твиттит, но при этом не скрывает самоиронии и пренебрежения к собственной популярности.

А благодаря разнообразным компьютерным приложениям между нами и нашими аватарами устанавливаются тесные связи и взаимоотношения. Так, мы можем, например, легко отрисовать самих себя в виде мультяшных персонажей, чтобы проявляться во всемирной паутине в таком комично-узнаваемом образе. Или даже зарабатывать виртуальные монеты - благодаря активности аватарок в новых мобильных играх.

Но мы не можем контролировать виртуальную реальность, и, сколько б ни было у нас аватар, в отличие от бога, мы не являем в них дух, а всего лишь прячемся за ними словно за масками. Да, ведь даже наши собственные фото в качестве аватарок для фэйсбука – не более, чем маска. Маска нашей успешности.

630 300
© iStock 

А ведь прежде, чем стать формой самопрезентации, "аватара" использовалась для того, чтобы обозначить божественный дух, воплотившийся в гениальных представителях культуры и искусства. В XIX-м веке британцы колонизировали Индию, и слово "аватара" мигрировало из индуизма в английскую литературу, став модной метафорой. Так – аватарами – стали называть поэтов, которые смогли выразить дух времени, словно боги среди смертных. Но уже столетие спустя слово "аватара" перекочевало из мира литературного в мир виртуальный. Хотя и не без помощи литературы. На этот раз фантастической литературы киберпанка.

В 1992-м Нил Стивенсон издал культовый роман "Лавина". Действие книги происходит в мрачном будущем анархо-капиталистического Лос-Анжелеса, где в реальности всем заправляют корпорации, а люди проецируют себя в трехмерную Метавселенную – виртуальную реальность, в которой разносчик пиццы может стать хакером, спасающим мир от Инфокалипсиса.

Тогда же, в конце 1980-х – начале 1990-х, на заре компьютерной эры, аватары заполоняют первые видео-игры, виртуальный мир которых давал геймерам божественный статус, недостижимый в реальности. Но даже тогда аватары все еще были героическими проекциями реальных человеческих качеств в виртуальные миры: геймер мог потерять одну "жизнь" в борьбе со злом и получить следующую аватару для восстановления добра и справедливости.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Лариса Осипенко • 19.09.2016
Версия для печати cсылки по теме: мысли, интернет


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru