]]>
]]>

Ќе дл€ всех. ‘антазии ÷ветаевой

330 330
Wikimedia Foundation 
÷ветаева была вечным порывом. Ќи в еЄ лирике, ни в еЄ биографии нет и намЄка на то, что "орлиный взор старика" (как выразилс€ англо€зычный поэт …ейтс, име€ в виду, по-видимому, развивающуюс€ с возрастом духовную дальнозоркость) Ч это нечто, ей совершенно нечуждое. ¬о всЄм Ц демонстративный, крайний субъективизм: "≈сли могут массы Ц почему не может единица?" (это еЄ слова). Ќо вот парадокс: в одном из моих цветаевских сборников отмечена мысль поэтессы: только плохие книги Ц не дл€ всехЕ

„то ж, экзистенциальный проект осуществлЄн, судьба исполнена: народна€ тропа к еЄ стихам не зарастает, а личность мифологизируетс€. ј у мифа Ц сво€ логика. Ётим только и можно оправдать "попул€ризаторов", толкующих вкривь и вкось всЄ, что им под руку попадЄтс€.

“ак возникает феномен: "—мысл одиночества гени€ Ц в том, чтобы спасать собою другие одиночества" (суждение попул€рного психолога ¬ладимир Ћеви). ѕраво, очень сомнительно, чтобы гени€ волновали другие одиночества! ѕодобные оценки Ц не более чем рационализации a posteriori: гений живЄт, как ему живЄтс€, и в этом, видимо, и заключаетс€ суть гениальности Ц в тотальности самоосуществлени€. ј "другим одиночествам" просто по стечению обсто€тельств везЄт: у этой тотальности есть чему поучитьс€ и чем от неЄ подпитатьс€. “ак-то.

ќднако ж стоит, видимо, по€снить, откуда берутс€ соблазны толковать судьбу ћарины в духе попул€рных психологов. ѕоэтика ÷ветаевой не без искусствинки, а это льстит обыденности: ох, нет мистики в поэзии, нет Ц и не надо! ѕравда, при всем этом "формализьме" (да простит мне читатель это "ругательное" словечко из лексикона учЄных) ћарина, наследу€ романтикам, не отдел€ет "жизнь" от "поэзии", но в очень специфическом смысле. ¬оспитанна€ "в музее", в выдуманном мире искусства, она идЄт не от жизни к вымыслу, а жизнь кроит по законам воображени€, стрем€сь прожить еЄ, как герои еЄ любимых книгЕ —етует, что р€дом Ц мелкие людиЕ

Ќеужели же ей так не везло, и вокруг были лишь человечки, не способные пропускать через себ€ столь мощный энергетический поток, каким была она? ƒа просто не умела она видеть ничего, кроме самой себ€, а главное, правильно оценивать происход€щее! ќтсюда Ц кризис личной жизни: нельз€ влюбл€тьс€ в порождени€ своей фантазии.

350 280
Wikimedia Foundation 
¬ любом случае, что бы о ней ни писали биографы и "очевидцы", однозначно одно: от неЄ спасались бегством. "—лишком" дл€ хлипких организмов становитс€ бедствием, а она действовала на окружающих, как турбулентность.

¬ мировой поэзии есть образцы абсолютной поэтической непринуждЄнности, где поэзи€ возникает из субстанции поэтического мироощущени€, а не из "игры слов", "приЄмов" и прочих умственных процедур. » этого достаточно, чтобы стих был гениальным, даже если рифма не поражает ваше ухо своей экзотичностью. ѕушкин писал без стилистического "выпендрЄжа"Е Ќо то был ѕушкин!

ћарина »вановна отнюдь не была народной поэтессой на момент своей трагической гибели. » не пошла толпа за еЄ гробом. „то ж, не дл€ всех писала свои книги? ќднако то было "не дл€ всех" сто лет назад, а теперь, извольте, самые далЄкие от искусства люди, если что и наизусть заучивают... ј насто€щий поэт всегда пророк:

Е–азбросанным в пыли по магазинам
(√де их никто не брал и не берЄт!),
ћоим стихам, как драгоценным винам,
Ќастанет свой черЄд.




∆∆
facebook

 1  2
—траницы
≈лена “ерещенко • 20.08.2010
¬ерси€ дл€ печати cсылки по теме: литература, истори€, имена , знаменитости, жизнь и судьба


ћобильна€ верси€
ѕоиск по женскому журналу:






© —уперстиль ∆енский журнал 2005-2021.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

¬се права на материалы, наход€щиес€ на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охран€ютс€ в соответствии с законодательством –‘, в том числе, об авторском праве и смежных правах. ѕри любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru об€зательна.

– на правах рекламы


]]>
–ейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>