Искусство танцора одномоментно – оно заканчивается с финальным тактом. Долго ли живет память о нем? Имя
Анны Павловой помнится до сих пор, несмотря на то, что минуло уже 134 года со дня ее рождения.
Тоненькая девочка пришла в балетное училище по зову сердца – она мечтала когда-нибудь выйти на сцену в роли Авроры в "Спящей красавице". Однако ее конституция вызывала сомнения у педагогов: слишком худая, слишком высокая, а значит, невыносливая, неустойчивая и неудобная для поддержек партнера. Как показало время, выносливости ей было не занимать, а невероятный артистизм и эмоциональность вскоре получили высокую оценку профессионалов и любителей балета. Придя в 18 лет в труппу Мариинского театра, через 6 лет Павлова стала ведущей танцовщицей, а через 7 лет исполнила партию, которая превратила ее в легенду.
Анна тонко чувствовала все нюансы номера. Ее важны были все детали: хореография, костюм, декорации. Начинающая
танцовщица, она обратилась к великому Мариусу Петипа с идеей сменить обязательную пышную и короткую юбку-tutu на длинную тунику там, где это требовал характер танца. Неожиданное предложение показалось балетмейстеру разумным, и он согласился.
"Я была первая в русском балете, эмансипировавшаяся от тю-тю, к большой досаде любителей традиционного балетного искусства. Это было смелостью с моей стороны, так как обычай не допускал никаких других танцевальных форм и явлений, кроме связанных с короткой юбочкой.
В корректной и чопорной тю-тю я не могла придать мягкости и капризной изломанности новым танцам. Греческий стиль, например, преобладающий в большинстве современных танцев, может быть передан только в свободном струящемся костюме. Вообще костюм должен быть обязательно связан с характером танца… даже какая-нибудь деталь тотчас же придает танцу индивидуальный отпечаток: испанская шаль, которую танцовщица набрасывает себе на плечи и которой она развевает, дает общий тон танцу". |

wikipedia.org
Коронным, тем не менее, стал для нее номер в традиционном костюме. Тринадцатая часть пародийной сюиты "Карнавал животных" Сен-Санса была пронизана лиризмом и грацией. Именно ее хореограф Михаил Фокин предложил Анне для номера. И музыка, и танец очень просты, но
балерина исполняла его так, что слезы стояли в глазах у зрителей. Ее обреченный "Лебедь" покорял силой духа.
Сколько бы она ни выступала после этого, костюм Лебедя с кроваво-алой брошью посередине всегда видел свет рампы. Черно-белая пленка донесла до наших дней красоту движений блистательной Анны Павловой. Как и ее современники, мы наблюдаем затаив дыхание за предсмертной мукой гордой птицы.
В чем секрет? Балерина Павлова не стремилась к технической точности и эффектным трюкам. Она танцевала пламенным сердцем, горячей любовью или ненавистью своих героев; не играла, а была ими. Ее искусство захватывало зрителей, перемещало в мир чистых чувств и очищало от суеты.
Именно этим она вдохновила огромное количество девочек по всему миру следовать по ее стопам. Анна Павловна бесконечно любила свое дело и хотела других заразить этой страстью. Ее выступления перед простыми жителями Индии или Кубы, незнакомыми с классическим балетом, доказывали, что искусство не имеет границ и доходит до сердца любого неравнодушного человека.