ОНА БЫЛА ТАКАЯ ГОРДАЯ... Белла Ахмадулина

300 400
wikipedia.org 
Как-то так повелось, что о поэтах говорят только в случае юбилеев: рождения или смерти. Но об Ахмадулиной хочется сказать особо, не дожидаясь круглой или полукруглой даты. Может быть, потому, что я никогда не был знаком с Беллой Ахатовной и поэтому мне по сути нечего сказать. Ни о ее личной жизни, ни о болезненных пристрастиях. Я видел пару раз ее вблизи, а она умела держаться на расстоянии, словно проводя между собой и остальными невидимую черту. Поначалу мне казалось, что это – излишняя гордыня, как в одном из ее стихотворений:

Она была такая гордая -
вообразив себя рекой,
она входила в море голая
и море трогала рукой...

А потом понял: между поэтом и толпой должна быть пауза или цезура (цезура - в поэзии пресечение, остановка, разделяющая две части стиха – прим. ред.). Особенно, если поэт – женщина. И не только из-за гордыни. А еще и потому, что поэт – это всегда немножечко, или даже не немножечко, но - миф, на сотворение которого иной раз уходит вся жизнь. Женщина – существо хрупкое, ранимое, женщина-поэт – вдвойне. Разрушить этот миф может каждый, прикоснувшись к нему нечистыми руками или даже помыслами. А она не хотела и не могла позволить, чтобы эта невидимая грань исчезла, до конца оставаясь красивой и несколько даже надменной в этой своей красоте холодноватой чайной розы, которую тронул тлен увядания.

Она сопротивлялась увяданию до конца, оставаясь гордой, не желая сдаваться жестокому натиску времени.

Белла!

Все начинается с имени: мать - итальянка, переводчица в КГБ - не могла не придумать имени лучше. Изабелла. Виноградная лоза, красное вино, кровь Господа.

А Белла – bella (красавица - итал.) - из Изабеллы выпорхнет бабочкой уже позже, в оттепель, вегетарианскую, по словам Ахматовой, эпоху. Бабочка - олицетворение души, поэзии, невообразимой легкости и очарования бытия:

Как разниму я сад и дождь
для мимолетной щели светлой,
чтоб птицы маленькая дрожь
вместилась меж дождем и веткой?

Но в Ахмадулиной сплелась не просто Белла, а еще и Ахатовна, словно призрак ахматовского мифа. Анна Андреевна, как известно, своим предком по материнской линии считала ордынского хана Ахмата.

И вот далекий призрак Ахмата и Ахата смешались в этой хрупкой женщине.

Я завидую ей - молодой и худой, как рабы на галере: горячей, чем рабыни в гареме, возжигала зрачок золотой и глядела, как вместе горели две зари по-над невской водой.

320 430
wikipedia.org 
Эти строки Белла посвятила Анне Андреевне. Они встречались, Белла приходила читать свои стихи Ахматовой, но нельзя сказать, что ее строки имели успех у "императрицы русской поэзии", которая плохо себя чувствовала.

Но все же двух столетий позвонки срослись...

Могла ли Ахмадулина не быть поэтом? Она была обречена. Стихи явились той единственной средой, стихией, в которой этот светоносный эльф советской литературы и смог существовать.

Задыхаюсь, и дохну, и лгу,
что еще не останусь в долгу
пред красою деревьев в снегу,
о которой сказать не могу.

Кто мог позволить себе еще писать так изящно о прекрасном, с тревогой не оглядываясь на чугунную тень Медного всадника, века-волкодава, государства и членов политбюро и т.д.? Ей позволили, или она сама взяла на себя смелость? Какая разница? Тициан творил на деньги императора, устроившего кровавую баню в Риме, но что это меняет в постижении его гения?




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Игорь Михайлов • 20.03.2014
Версия для печати cсылки по теме: жизнь и судьба, гороскоп


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru