Мария Савина. Горести и скитания

280 450
wikipedia.org 
Это старая, как мир, история провинциальной девочки, ставшей суперзвездой. Она произошла сто пятьдесят лет назад, семилетнюю девочку, впервые вышедшую на сцену, звали Маня Стремлянова, а потом её — Марию Гавриловну Савину — назвали русской Сарой Бернар.

В 20 лет она стала первой актрисой Александринского театра и завоевала такое положение, что публика, приходя в театр, спрашивала у сторожа: "Савина играет?" Если сторож отвечал, что играет, публика шла к кассе и брала билеты, даже не поинтересовавшись, что идёт. Если сторож отвечал "нет" — публика уходила, и театр в тот день был наполовину пуст. "Савина, — писал рецензент в 1886 году,— с полным удовлетворением может сказать: “Александрийский театр — это я”".

Как это всё случилось с Маней Стремляновой, описала она сама. Взяться за мемуары её уговорил Тургенев, ей тогда было 25 лет, но она уже так много повидала и пережила, что согласилась, а писать начала через три года — в самые счастливые и спокойные свои дни.

Тогда она, наконец, после долгого романа вышла замуж за аристократа-гвардейца Никиту Всеволожского, по закону офицер не мог жениться на актрисе, а Никита всё не решался выйти в отставку. Но вот они обвенчаны и проводят медовый месяц в имении мужа на Урале. Здесь, в большом барском доме, окружённом тенистым парком, жизнь казалась ей чудесной, и на прошлое она могла смотреть, словно со стороны. Скитания по провинциальным сценам, бедность, горести, казалось, остались далеко позади. Но деться от этого было некуда, и позже редактор, издавший её мемуары, озаглавил их: "Горести и скитания", потому что именно об этом она писала…

От артистов, живших во времена до кино и телевидения, ничего не осталось, разве что театральные костюмы, да и то — редко, а судить об их игре и жизни мы можем только по воспоминаниям современников, а те, как известно, очень и очень субъективны.

От Савиной остался безусловный памятник — Убежище для престарелых артистов. Ей было всего 29лет, но она не понаслышке знала, как в нищете и одиночестве умирают, ушедшие со сцены, забытые публикой артисты, столько их навидалась, скитаясь по провинциальным театрам! И решила, пока есть у неё силы, создать "убежище для престарелых актёров, не богадельню, а дом отдыха до конца жизни для художников сцены. В этом убежище они должны найти покой, наивозможнейший комфорт и нежное бережное отношение за свой труд". Со всей горячностью взялась она за осуществление своей мечты, но не так скоро дело делается…

Участок для Дома она присмотрела на Петровском острове, на берегу Малой Невки. Денег на покупку земли не было, но помогли случай, её слава и смекалка. Как приму Императорского Александринского театра её порой приглашали на дворцовые балы. И там счастливый случай свёл её с владельцем облюбованного участка, Савина завела разговор и, как бы между прочим, предложила представить его государю-императору. Понятно, купец обрадовался, а хитрая Савина подвела его к царю и представила как мецената и благотворителя, подарившего землю для Дома.

630 300
wikipedia.org 

— Благодарю за щедрый дар! — сказал император и пожал купцу руку.Тому, ясное дело, деваться стало некуда, и вопрос с участком решился. Земля была узаконена и защищена царским указом, запрещающим её отчуждение от дома. Советская власть, к счастью, приняла наследство, и подтвердила царский указ, потому и стоит сегодня в Петербурге, в тихом парке, Дом ветеранов сцены имени Савиной.

Чтобы собрать денег для его строительства, Савина чего только не придумывала: организовывала благотворительные концерты, учредила ежегодный "День актёра", в который артисты всех театров России работали для своего неимущего брата. Но в результате, помог больше всех её третий муж — Анатолий Молчанов. Они-то и познакомились, работая в Театральном обществе, одним из создателей которого, а потом и руководителем, была Марья Гавриловна. Богач, председатель Общества русского пароходства, он стал её опорой, но брак они оформили, когда "молодым, — как иронизировала Савина,— было сильно за пятьдесят". И хоть в зрелые годы, но всё же обрела она семейное счастье и благополучие.




ЖЖ
facebook

 1  2 3 4
Страницы
Татьяна Басова • 20.03.2015
Версия для печати cсылки по теме: творчество, история, искусство, знаменитости, жизнь и судьба, взгляд и позиция


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru