Людмила Петрушевская. Хозяйка тёмного царства

330 330
Wikimedia Foundation 
Небольшая книжечка в чёрной обложке – сборник рассказов Людмилы Петрушевской "Реквиемы" – одна из немногих книг, произведших на меня серьёзное впечатление. Голоса – женские голоса, настойчиво, навязчиво, перебивая друг друга, рассказывающие каждый свою историю.

Такие истории рассказывают в порыве откровенности, уже изрядно выпив, обычные женщины на обычных кухнях, рассказывают, давясь смехом, слезами, сигаретным дымом, рассказывают только с одной целью – чтобы отпустило что-то внутри хоть на мгновение, чтобы хоть раз вдохнуть полной грудью… но сколько нужно рассказать – этого больного и страшного – чтобы освободится от него?

"Талантливо, да уж больно мрачно", – говорят, так отозвался А. Твардовский о рассказе, присланном начинающей писательницей в редакцию "Нового мира". Одна из критических статей о Петрушевской называлась "Тёмное царство без луча света". Подобные отзывы о творчестве писательницы приходится слышать и от обычных читателей: мрачно, безысходно, тоскливо...

Некоторые критики дают объяснение тяжёлым краскам произведений Петрушевской, исходя из биографии автора: у Людмилы Стефановны, дескать, было тяжёлое детство – детдом, война, голод. А потом – гнетущая советская действительность. Вот и мрачность. Но, конечно же, всё намного сложнее. Видение мира зависит, в первую очередь, от устройства глаза.

Быт – вот о чём подробно, просто мучительно подробно – повествует Петрушевская. Жизнь её персонажей подчёркнуто приземлёна. Они не ведут дискуссий на мировоззренческие темы – они вечно обеспокоены вопросом, кто ворует продукты из холодильника на кухне в их коммунальной квартире.

280 420
Wikimedia Foundation 
Эти люди захлебываются в грязи, и многие читатели побоятся испачкать свои белые одежды, этой грязи коснувшись. Но – кто боится входить во тьму, тот не узнает тайны. В какой-то момент – когда бездушие тьмы, кажется, достигает максимальной плотности – она вдруг пронзается острой болью, отчаянной, мучительной – воплем души.

Прочтите повесть "Время ночь" (удостоенную, кстати, в 1992 году премии Букера), прочувствуйте её финал – и вы поймёте, о чём я говорю: самые тёмные часы перед рассветом. Но рассвет наступает уже не в книге – он наступает в душе читателя, конечно, при условии, если последнему удалось перейти ночь.

Говоря о творчестве Петрушевской, С.Г. Бочаров, очень глубоко, с моей точки зрения, понимающий творчество писательницы, цитирует "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского: "Проследите иной обыденный факт… и если вы только в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира. Но ведь в том-то и весь вопрос: на чей глаз и кто в силах?". Безусловно, у Петрушевской именно такой глаз – проницающий до дна.

Несомненно, Петрушевская – выдающийся драматург. Её пьеса "Три девушки в голубом" (1980), которую можно назвать современным парафразом чеховских "Трёх сестёр", содержит постмодернистские черты. Это игра – игра с классикой и жизненным материалом, игра, заостряющая до предела извечный конфликт прекрасных идеалов и грубой действительности. Широко известна пьеса "Уроки музыки", экранизированная под названием "Дорогая Елена Сергеевна" (1988).




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Эмилия Галаган • 21.05.2010
Версия для печати cсылки по теме: настроение, мысли, литература, знаменитости, жизнь и судьба


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru