Цветочное великолепие. Мода из Павловского Посада

340 400
© iStock 
Надо ценить то, что есть. А у нас есть богатое наследие в виде народных промыслов. Но мода на павлопосадские платки началась не на их родине, а на Западе. Французы давно разглядели красивое цветосочетание и удивительные узоры платков. На сегодняшний день же платки переживают настоящий Ренессанс. Они даже становятся предметом зависти коллекционеров со всех уголков мира. Ценность лота привязана к материалу платка и к редкости рисунка.

Сейчас, как и прежде, платки производят в Павловском Посаде в Подмосковье. Платочная мануфактура родилась из небольшого предприятия, организованного крестьянином из села Павлово – Лабзиным. Уже его правнук Яков вместе с Василием Грязновым создал полноценное производство шалей. Первая серийная продукция была выпущена в 60-х годах позапрошлого века. И за 20 лет мануфактура буквально расцвела. Лабзин предложил платки с набивным рисунком вместо шалей с тканым узором. Такие платки были дешевле, что сделало их необычайно привлекательными. В 1881 году Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны. Мануфактуре дают медали Всероссийских художественно-промышленных выставок.

Отправной точкой для рисунков стал так называемый турецкий узор ("бобы", "огурцы") и традиционные русские узоры, связанные с декоративным оформлением наличников в деревянной архитектуре, с вышивками в домотканых полотенцах и рубахах, с росписями предметов обихода. Цветочные мотивы начинают захватывать шали в 1870-х годах. Как правило, это розы, георгины, полевых цветов мало. Именно на излете XIX века происходит оформление стиля – объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на черном или красном фоне. Иногда добавлен орнамент и стилизованные растительные элементы.

Октябрьская революция – новый этап жизни всей страны, впрочем, как и мануфактуры. Предприятие национализировали и переименовали в Старо-Павловскую фабрику. К счастью, традиции сохраняются, но одновременно расширяется ассортимент. Если раньше в арсенале художников было всего несколько рисунков (цветочные мотивы), то теперь на платках можно увидеть изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации. Помимо шерсти, при производстве используют и хлопок.

В 1958 году платки фабрики просто разорвали сознание западной общественности. На Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки награждаются Большой золотой медалью.

630 300
© iStock 

Пару слов о технологии… До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами (контур рисунка — досками-"манерами", сам рисунок — "цветами"). Чтобы сделать один платок, требовалось произвести до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства. Сейчас все делают машины, что, безусловно, делает конечный продукт менее ценным.

На сегодняшний день фабрика выпускает около 800 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из шерсти, хлопка, шелка. Павлопосадские платки интересны не только эстетически, но и процессом производства. Сначала разрабатывается новый рисунок платка. Именно на подготовку приходится основная нагрузка. Важно изначально все рассчитать. Целый художественный совет рассматривает дизайн. После утверждения в дело вступают колористы, которые подбирают формулы для печатных красок – нужно максимально точно воспроизвести в реальности краски с эскиза гуашью. Проблема в том, что итоговый цвет будет ясен только после закрепляющей обработки ткани паром и промывки. Поэтому колорист специально делает несколько пробных набивок. Права на ошибку нет. То есть каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах. В наше время печатают платки на столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Однако отдельные операции до сих пор выполняются вручную. Отдельно готовятся печатные шаблоны с помощью установки прямого гравирования, наносящей под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией. В общем, время тяжеленых печатных клише ушло в прошлое, когда каждую доску делали вручную резчики.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Мария Крижевич • 21.10.2015
Версия для печати cсылки по теме: одежда, мода, коллекции


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru