]]>
]]>

ЧУТКАЯ ХУДОЖНИЦА. Елена Поленова

290 400
wikimedia.org 
Искусство ревниво. Оно требует отдаться ему всем существом и не терпит никаких отвлечений и измен...
Е. Д. Поленова

Русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927), автора живописных полотен "Московский дворик" и "Бабушкин сад", знают если не все, то очень многие. А вот имя его сестры, тоже художницы, Елены Дмитриевны Поленовой, известно лишь специалистам. Однако творчество этой незаурядной личности стоит того, чтобы с ним познакомиться. Да и жизнь Е. Поленовой была насыщенной и непростой.

Родилась Елена 27 ноября 1850 года в Санкт-Петербурге. Родители буквально с младенчества погрузили детей в прекрасный мир науки и искусства: отец был историком, археологом, библиографом, знатоком живописи, а мать — детской писательницей, и к тому же она обладала даром портретистки.

Именно она первой преподала детям уроки рисования, а затем с ними стал заниматься студент Академии художеств П. П. Чистяков, в будущем ставший известным художником и великолепным педагогом. В числе его учеников были В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков, И. Е. Репин.

Так что Елена попала в хорошие руки. Но продолжить обучение в "главном" учебном заведении тех лет — Императорской Академии художеств — ей не удалось, так как "слабый пол" в ту эпоху туда просто не принимали. Тем не менее Елена прошла "живописную закалку" в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у художника И. Н. Крамского в Санкт-Петербурге и в частной мастерской в Париже, куда её послали стажироваться как отличную студентку. В результате она профессионально овладела акварелью и керамикой и вдобавок получила диплом учительницы истории, который давал ей право обучать детей на дому.

И всю дальнейшую жизнь Елена Дмитриевна совершенствовала собственное мастерство и не стеснялась, говоря современным языком, проходить курсы повышения квалификации у своих прежних учителей. Да и воспитание Е. Поленовой было таково, что ей претили праздность и безделье.

В конце 1870-х годов Елена Дмитриевна жила с сестрой в Киеве. Она преподавала в школе, а во время русско-турецкой войны работала в госпитале, где помещались раненые солдаты, и обучалась медицине. В этот период Елену посетило большое чувство — ее возлюблённым стал врач, профессор медицины.

И хотя он тоже не остался равнодушен к Елене, и их роман обещал обернуться счастливым браком, но родственники Е. Поленовой почему-то резко воспротивились этим отношениям. В результате Елена не только получила глубокую душевную травму, но и на всю жизнь осталась одинокой, всецело посвятив себя искусству и служению людям.

300x480   300x480 pictures 1-2
"На дворе зимой" 1886 г., "Заводь в Абрамцеве" 1888 г. 

В начале 1880-х годов Елена переехала в Москву, к брату. И тут её ждала важная встреча — она стала членом творческого кружка, вдохновителем и создателем которого был Савва Иванович Мамонтов, большой поклонник искусств и знаменитый меценат. "Под его крылом" собирались художники, музыканты, театральные деятели. Они занимались живописью, музицировали, ставили любительские спектакли. Елена Дмитриевна принимала во всех задумках активное участие и даже выступила в качестве художника по костюмам опер "Снегурочка", "Фауст", "Волшебный башмачок".

Базировались художественно одарённые личности не столько в Москве, сколько в усадьбе Мамонтова в Абрамцево, где сейчас расположен музейный комплекс. Специалисты считают, что именно в Мамонтовском кружке начал формироваться переход к новым высотам в отечественном искусстве. Вдохновлённая природными красотами и общением с талантливыми единомышленниками Е. Поленова написала пейзажи и акварельные этюды. А знакомство с В. Васнецовым позволило ей проникнуться "русским народным духом".

Близко сошлась с Еленой Дмитриевной и жена С. Мамонтова. В результате их продуктивного общения в Абрамцево появились Музей народного искусства и быта, коллекцию для которого собирали по России эти дамы, и столярно-резчицкая мастерская, где крестьян приобщали к ремеслу. Обучение было разносторонним и совершенно бесплатным, а всем выпускникам выдавали набор инструментов, чтобы они могли продолжить работу по дереву.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Мария Морозова • 22.11.2013
Версия для печати cсылки по теме: творчество, мечты и желания, красота, история, искусство, знаменитости, жизнь и судьба, взгляд и позиция


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2022.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


]]>
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>