Балерина Кшесинская 
Прима Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская любила три вещи на свете: драгоценности, мужчин семейства Романовых и балет. Если верить её простодушным мемуарам (а не верить им - нет оснований), по силе вызываемой страсти эти объекты располагались именно в такой последовательности.

Мужчины, не имевшие великокняжеского титула, представлялись ей существами бесполыми, - к ним она оставалась абсолютно равнодушной, и только принадлежность любовника к царскому роду приводила в состояние крайнего возбуждения, была её эрогенной точкой.

Скромной ученице балетного училища пришлось проявить немалую изобретательность, использовать весь арсенал женских уловок, чтобы однажды приблизиться к сияющей вершине - оказаться рядом с цесаревичем. А уж дальше она ни на миллиметр не отступала с завоёванных позиций. Бурный роман с наследником престола Николаем Александровичем целомудренно завершился вместе с его женитьбой, и красавица перешла по наследству к другим великим князьям. Со временем оказалось, что многие члены династии Романовых стали её близкими знакомыми, почти родственниками, и Матильда стала ощущать себя неотъемлемой частью монаршей семьи. Она выучила все правила придворной игры и неукоснительно им следовала.

Закономерно, что, когда в кругу избранных усилился интерес к искусству ваяния (Николай II вознамерился увековечить память об отце в монументальной скульптуре - о чём мы поговорим в свой черёд), некоторые особы, приближенные к императору, стали заказывать художникам если не статуи, то хотя бы статуэтки.


Возлюбленная Матильда 
Столь же закономерно, что этой моде последовала придворная прима-балерина. Разумеется, лепил прелестницу князь Паоло Трубецкой, создавший памятник императору Александру III и статуэтки великого князя Павла Александровича (из этой работы, кстати - или некстати - сказать, вырос весь Опекушин), великой княжны, С.Ю.Витте…. Летом 1910-го года, по свидетельству Кшесинской, на её даче в Стрельне (там располагались и летние резиденции великих князей), Трубецкому была предоставлена для работы оранжерея, "где много было свету, а главное, не опасно было, что он глиной запачкает комнату, так как Князь в азарте работы разбрасывал кругом липкую глину… Вначале статуэтка, вполовину натуральной величины, была очень похожа. Много сходства было в лице и в позе. С моим переездом в город работа продолжалась у меня в доме, в зимнем саду, но когда начался сезон, и я целыми днями была занята репетициями, то я позировать больше не могла, и статуэтка была поставлена в каретный сарай. Где я ее показывала иногда своим гостям… Балетоманы хотели преподнести мне эту статуэтку ко дню моего двадцатипятилетнего юбилея в 1911-м г., но я отклонила это предложение".

Свержение самодержавия повлекло за собой и "свержение" любовницы Дома Романовых. Её особняк на Кронверкском проспекте (современники чаще называли "дворцом" этот царский - во всех смыслах слова - подарок) в Февральскую революцию был занят войсками, а в марте 1917-го в него въехал комитет партии большевиков. Впрочем, этот сюжет скучен и общеизвестен: в полностью разгромленных помещениях (лучший образец архитектуры модерн в Петербурге) в советские годы были самые "советские" музеи (Кирова, революции и проч.). Глиняную куклу в сарае, надо думать, матросики расколошматили без труда и в первую очередь.

Ну не понравилась актрисе работа гениального скульптора (видимо, как чаще всего в таких случаях бывает, сочла она свой портрет недостаточно красивым, т.е. не улучшенным, не комплиментарным) - и не захотела, чтобы статуэтку отлили в бронзе, сохранили для истории. Из-за женского каприза уникальное произведение искусства оказалось утраченным.


Тот самый "дворец" 
Как сокрушалась она потом о своих великих потерях! Все пропавшие украшения перечислила в мемуарной книге, каждый бриллиантик омыла слезами, ничего не забыла. А об эпизоде с Трубецким сказано походя, как о чём-то совершенно незначительном. Удивительно, что после стольких лет существования "при дворе" Кшесинская не стала настоящей аристократкой (по духу, а не по внешним признакам).

Памятник Александру III вызывал резкое неприятие у царской семьи, возмущение Николая II, слёзы у вдовствующей императрицы. Но "заказчик", обладавший безграничной властью, не посмел навязывать своё мнение профессионалам, а тем более, обществу.

И ведь не о статуэтке для приватных покоев шла речь: о "пугале", выставленном на всеобщую потеху. Так Санкт-Петербургу, благодаря самодержавному демократизму (сиречь: аристократизму) был подарен подлинный шедевр. Но это - другая история.



Иллюстрации с сайтов: Erast Fandorin Virtual Museum, Музеи России.


ЖЖ
facebook

Ольга Кушлина • 23.01.2006
  cсылки по теме: традиции, любовь, искусство


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru