ПРИКОСНОВЕНИЕ СИРЕНИ. Эротичная персиянка

280 450
© iStock 
Я прикоснулась к тебе, и расцвела сирень. Жест героини у поэтессы простоты и безыскусности Ксении Некрасовой очень точно передаёт не только романтику любви и весны в России ХХ века, но и континентальную судьбу когда-то диковинного персидского растения. Неприхотливость сирени, дарящей нас волнительно душистым ароматом, сделало её украшением Европы вплоть до Скандинавии, где сирень восхищает особо сочной зелёной листвой и белыми цветами с утончённо изысканным разнообразием нежных оттенков. Дворянские гнёзда романтического века Пушкина и Фета с дальними густыми аллеями сирени и пышными кустами вдоль фасадов проложили диковинной персиянке дорогу к посёлкам и городам новой России. И если берлинский госпиталь “Шарите” поражал деревом сирени с мощными ветвями и огромной кроной, то Мичурин для услады простонародных вкусов выводит карликовую “Столовую” сирень не выше полуметра, способную украсить кабинеты и гостиные. Последователь Мичурина Леонид Колесников сотнями выведенных им новых сортов украсит новую родину сирени от Балтики до Чёрного моря.

Для мусульманского востока сам цвет сирени – знак печали и молчания. И эта традиция неосознанно проглядывает сквозь грусть поэтического жеста Ксении Некрасовой. В Англии, связанной многовековой историей отношений с Ближним Востоком, сирень – подарок разлуки, вежливое “нет” в ответ на любовные признания. Из Германии идёт традиция искать счастья в цветках сирени с пятью лепестками и свыше, но бояться несчастий от трёхпалых цветов. Для россиянина само имя сирени окрашено эротикой. Так, у Александра Пушкина в “Евгении Онегине” влюблённая Татьяна бежит стремглав в парк и, переломав невзначай по дороге “кусты сирен”, падает, задыхаясь, дрожа и пылая от обуревающего её чувства, на скамью. Для Пушкина название любимого многими помещиками растения созвучно кровожадным женским демонам стихий Сиренам, совладать с которыми был способен лишь сладкозвучный Орфей. Официальное имя столь эротическому растению появляется в словарях лишь с середины пушкинского века благодаря стране химиков Германии. Имеет оно иное, чем у Пушкина, значение, так как связано с именем нимфы Сиринги, спасающей своё девичество от домогательств Пана и превращающейся в тростник, из которого тот вырезал грустную свирель.

Древнегреческий миф подкреплён традицией, по которой пастухи делают из веток сирени курительные трубки и свирели. Античная история имени сирени не единственная, есть и другие, одна из которых сирийская.

630 300
© iStock 

Сирень вдохновляет сказочников, лирических поэтов, живописцев и музыкантов. Её воспевали Николай Гумилёв, Борис Пастернак, Александр Твардовский, Владимир Соколов, Александр Кушнер. Михаил Врубель живописал сирень маслом в особой технике мастихина, создавая специальной металлической лопаточкой эффект гранёных кристаллов соцветий, а Пётр Кончаловский, наоборот, достигал в изображении сирени особой сочности, вскипающей светом воздушности. Сирень любил и посвятил ей романс гениальный композитор и виртуоз пианизма Сергей Рахманинов. В прелюдиях Рахманинова, если найти им цветомузыкальное соответствие, можно отыскать и игру оттенков сиреневого цвета. Рахманинов был столь сильно очарован миром цветов и насекомых, что даже финансировал разработки самолёта, похожего на стрекозу. Так появился вертолёт Сикорского, но самой музыке Рахманинова ближе лунные настроения, далёкие от полёта сверкающих на солнце стрекоз. Это музыка вечерних встреч, чувственности сдержанной и холодной, по своей гамме она приближается к оттенкам белой сирени, которая, как известно, почти не имеет запаха. Одна из поклонниц Рахманинова каждый год дарила ему букет белой сирени. Особый шарм придал сирени Игорь Северянин своим поэтическим изобретением из неё особого мороженого. Рационализм гламурной чувственности в поисках нового lifestyle для России ХХ века приобрёл сирени Северянина особую европейскую изысканность.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Дмитрий Пэн • 23.05.2016
Версия для печати cсылки по теме: цветы, деревья и растения


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru