Сара Бернар. Искусство быть собой

300 460
wikipedia.org 
Что определяет яркость той или иной исторической фигуры? История запоминает личности, совершившие что-то новое, или представившие миру то, что уже было известно, в новом свете.

Например, что может быть банальнее фразы "Я тебя люблю"? Однако мир не прекращает пополняться все новыми художественными и идейными высказываниями на этот счет. Фильмы с классическим любовным сюжетом, снятые как никогда хорошо. Или – совершенно новое кино, с массой незнакомых до того элементов, метафор, методов.

Так же и с человеком. Он становится интересен не только самому себе, но и остальному человечеству, т.е. преодолевает рамки своей личности, своего места и времени, если сделал что-то невообразимо прекрасное или совершенно новое.

Сара Бернар, как всякая женщина, решила не концентрироваться на чем-то одном и сделала сразу и то, и другое.

Сара Бернар вообще являла миру самые разные свои ипостаси. Видимо, потому что женщина вообще сама по себе эмоционально подвижна, переменчива, а женщина-актриса способна к изменению вдвойне.

Эта французская актриса, прозванная "самой знаменитой актрисой за всю историю", добилась мирового успеха на рубеже 19 и 20 веков. "Божественная Сара" оставила память о себе не только как гений актерского мастерства, но и как женщина.

Брошенная - притом не единожды – матерью-куртизанкой маленькая Сара была болезненна, сверхчувствительна, экзальтированна, нервна и подвижна. Что делает ребенок, многократно лишаемый материнского внимания и тепла? Он всеми силами стремится обратить общественное внимание на себя. Показать, что он, во-первых, вообще существует, во-вторых, он достоин внимания и любви. И то, что его мама не раз бросала, вовсе не означает, что это его вина. Вот и крошка Сара, всякий раз оставляемая мамой на попечение родни или даже чужих людей, пока та устраивала свою жизнь с очередным покровителем, была одержима в равной степени комплексами и стремлением привлекать внимание. Между тем, эти качества - готовая смесь для фонтанирующего актерского мастерства, по самой своей природе женского, истеричного. Направленная в созидательное творческое русло, болезненная энергия выравнивает свое течение, гармонизируя и саму личность. Так получилось с Сарой Бернар.

Подрастая, девочка посещает спектакли в Комеди де франсез, получив пример направления энергии, и в 13 лет поступает в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства. Стоит отметить, что это удается благодаря содействию одного из маминых любовников. Все-таки удалось обратить на себя ее внимание, и избранное Сарой актерство и правда пошло на пользу. В 1862 году Сара дебютировала с главной ролью в легендарном "Комеди де франсез" в "Ифигении" Расина. Но, пока фактически мечта сбывалась, подлинного счастья это – ни актрисе, ни публике – не принесло. Ускорил процесс исчезновения имени Бернар с афиш и конфликт внутри труппы. Сара прекратила сотрудничество с "Комеди де Франсез". И вернуться туда ей предстояло лишь спустя добрый (или не очень) десяток лет.

350 300
wikipedia.org 
А что в этом промежутке, периоде формирования личности, роста таланта и вызревания звезды? Заштатный тогда театр Одеон и 4 года простоя, любовники, хотя и не мамина незавидная судьба куртизанки. Но вот в 1869 году актриса получает травести-роль менестреля Занетто в "Прохожем" Франсуа Коппе. И вот тут-то, в образе, максимально удаленном от пола и женских заигрываний, спекуляций на женском изяществе и красоте,
к ней пришёл успех. Что же произошло? Так человек, оказываясь в экстремальной ситуации, в переломный момент кризиса, обнаруживает – себе и миру – понимание своих истинных возможностей и, следовательно, предназначения. Этот опыт – частный или общий – является определяющим в отношении всех великих персон.

Сару Бернар определяет уход от пола в чистое актерство. В чистое искусство – и именно в этом таится вся глубина ее органики, балансирование между полами в пользу чистого искусства. Женское актерство все-таки очень зависимо от гендерных образов, правил, клише, от этого искусство страдает, но женщина выигрывает как женщина. Ведь изначально в европейском искусстве женщине вообще не было места. Потом ей доверили граничащие с идиотизмом двусмысленные малозначащие роли, утрированные и плоские, либо безмолвных кротких овечек, либо параноидально озабоченных потаскух. И к самим актрисам отношение было примерно таким же – как к узаконенным и более дорогим кокоткам.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Юлия Шералиева • 23.09.2014
Версия для печати cсылки по теме: искусство


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru