"На площади комод, на комоде - бегемот, на бегемоте - обормот". Эту загадку мальчишки повторяли в Ленинграде даже в те годы, когда плохо себе представляли, как выглядит "разгадка". Хотя, как часто случается при устном бытовании, окончание стишка потерялось: "На обормоте шапочка, какого дурака это папочка?"

Памятник отцу (умершему своей смертью, что редкость в русской истории) в 1898 году решил поставить его сын - последний российский император. Городская дума объявила конкурс, и выиграл его П.Трубецкой.


http://artclassic.edu.ru/ 
Князь Паоло Трубецкой, - он же, Павел Петрович, сын американки и русского дипломата, родился и прожил молодые годы в Италии. Когда тридцатилетнего скульптора позвали в Россию профессорствовать, за ним уже закрепилась слава "русского Родена". Трубецкой был признанным мастером мелкой пластики, а монументальной скульптурой никогда прежде не занимался.

Над изваянием Александра III мастер работал долго, с 1900-го по 1907 год, и исполнил 14 вариантов. Николай II утвердил окончательную модель скрепя сердце. Как сказал нынешний директор ГРМ, В.Гусев, "у царя хватило ума понять, что если это считается актуальным искусством, то заслуживает быть, даже в качестве памятника императору". (Что происходит с городами, где правители в выборе городской скульптуры руководствуются исключительно своим личным вкусом, напоминать не приходится).

А императрицу Александру Федоровну смогли убедить в том, что скульптурный портрет похож на былинного богатыря, и ей даже понравилось. Хотя на самом деле, своей гротескной тяжеловесностью он больше напоминает городового с шашкой на боку, или "царя-дворника", - так прозвали Александра III современники по аналогии с "царём-плотником" за простонародные манеры и окладистую бороду, которую никто из русских императоров после указов Петра I не осмеливался носить. (Специалисты по генеалогии вычислили, что у Александра была 1/64 часть русской крови, но это, как видим, никакого значения не имеет).

Место для монумента - на Знаменской площади перед Николаевским вокзалом - было выбрано не случайно. Александр III - основатель Транссибирской магистрали (сын-наследник был назначен Председателем Комитета по строительству). Мало кто знает, что тулуп и высокая шапка, столь необычные для парадного портрета, являют собой форменную одежду железнодорожного кондуктора.

Торжественное открытие состоялось 23 мая 1909 года. На мощном крупе коня крепко сидит не менее мощный "круп в тулупе", - простите за рифму: эта статуя действительно обладает какой-то стихопорождающей силой. Но если Медный всадник удостоился одноименной поэмы, то Пугало (так в народе прозвали всадника бронзового), вызывало к жизни стишки частушечного толка.

Это новая игрушка для российского холопа: был Царь-колокол, Царь-пушка, а теперь еще - Царь-жопа!




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Ольга Кушлина • 24.01.2006
  cсылки по теме: культура, красота, искусство, знаменитости


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru