Роден, "Поцелуй" 
Нет более многогранного явления, чем поцелуй. Ему придают особое значение и, в то же время, могут не вкладывать в него никакого смысла. Он может быть материнским и дочерним, целомудренным и страстным, дружеским и лживым, тайным и дерзким, прощальным и смешным, воздушным, лукавым…

С незапамятных времен поцелуй воспевался людьми искусства. Они изучали все грани и варианты. И, вместе с тем, каждый создавал некий, не похожий на другие, образ этого незамысловатого действа…

"Поцелуй" Родена, этого непревзойденного мастера камня и пластики, не оставляет равнодушных. Желания испытать те же чувства, что присущи участникам сюжета, удается немногим. Весь трепет и нежность прикосновений невольно передаются зрителю. Кажется, что начинаешь в полной мере ощущать… пока еще сдержанную приличием страсть. Эта работа, как бриллиант, отражает в себе все оттенки чувств. Мы видим не жаркие объятия и ненасытное желание, но истинный поцелуй любви. Взаимную осторожность и чуткость. Их губы едва соприкасаются. Они слегка дотрагиваются друг до друга и вместе с тем стремятся безмерно приблизиться друг к другу.

Но что же подтолкнуло мастера к созданию столь прекрасного изображения любви? Как сказали бы его соотечественники - Chercher la femme. Интерес, увлечение, влюбленность, любовь - и, как следствие, всплеск вдохновения. Роден был влюблен в свою ученицу Камиллу Клодель, которую встретил на курсах для девушек, заменяя педагога. Он увидел в ней бесспорный талант, она в нем - великого мастера. Вспыхнувшее чувство побудило мэтра к созданию серии скульптур, олицетворяющих нежную любящую пару. Среди этих шедевров - "Поцелуй".


Роден, "Поцелуй" 
Пожилой Роден изобразил пышущих молодостью и страстью юношу и девушку. Видимо, именно таким в период отношений с "мадемуазель Камиллой", было состояние его души: возвышенным и помолодевшим.

Чувство к Камилле было настолько сильным, что он, даже после того, как расстался с ней, всячески ее поддерживал. Но принципиальная Камилла не признавала возможности "делить своего гения", а Огюст так и не смог оставить свою верную и давнюю подругу жизни - Розу Бере, родившую ему сына.

Совсем другим представляется нам шедевр Густава Климта. Неординарного и весьма скандального художника своей эпохи, воспевавшего женщину во всех ее ипостасях и признававшего ее полное превосходство над мужчиной.

К созданию картины художника подтолкнула любовь. На ней запечатлен поцелуй Климта и его возлюбленной Эмилии Флёге. Это одна из немногих работ, в которой живописец допускает не только существование мужчины рядом с женщиной, но и демонстрирует момент его страстной власти.

Лукавый искусник Климт спрятал множество загадок и секретов в своем "Поцелуе". Первое, что бросается в глаза - покорность женщины, ее готовность раствориться в мужчине. Но, если приглядеться, становится не совсем ясно, так ли она жаждет этого поглощения?.. Ее фигура достаточно напряжена, и не понятно, хочет ли она обнять его или, все же, пытается оттолкнуть. А, возможно, закрытые глаза свидетельствуют не о каком-то чувстве, но вынужденной необходимости терпеть ласки.


Климт, "Поцелуй" 
Другие загадки художника кроются на поверхности картины. Климт стоял особняком в рядах своих современников. Он чаще подвергался критике, нежели похвале. Виртуоз орнамента, он насыщал его загадочными символами и причудливыми узорами. Все это складывалось в причудливую мозаику и затягивало зрителя, отвлекая внимание от того, что художник стремился показать, посмеиваясь над лицемерно-пуританской публикой того времени.

Он изображал не возвышенную, а плотскую женскую красоту, способную обольстить мужчину, завлечь его в свои сети. Он часто списывал богинь и нимф с венских кокоток и дам полусвета, что вызывало бурю негодования у критиков и зрителей. Кроме того, за витиеватыми орнаментами Густав скрывал то, что всегда хотел показать, но что не принималось обществом - обнаженное, вполне земное тело и плотские объятия.

Художник ловко спрятал все это под золотом орнамента. Существует мнение, что сначала он писал своих моделей нагими, а потом сверху "набрасывал" на них одежду. Это предположение появилось в связи с изображением обнаженной женщины на его неоконченной картины "Невеста".

Сколько же такое обыденное проявление чувств, как поцелуй, может таить в себе скрытого и таинственного! Только искусство и его великие слуги могут причудливо зашифровать эти загадки для потомков.



Иллюстрации с сайтов: musee-rodin.fr, belvedere.


ЖЖ
facebook

Анна Алигусейнова • 25.04.2007
Версия для печати cсылки по теме: любовь, искусство


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru