Wikimedia Foundation 
Когда-то, впервые оказавшись в Париже, я воскликнула: "Как в театре!". Мое восхищение относилось к многочисленным парижским кафе, в которых столики располагаются рядами и ярусами таким образом, что публика, сидящая за ними и попивающая кофе, может наблюдать за жизнью улицы или бульвара, как из кресла партера - за действием на сцене. Помню, с каким удовольствием я приняла участие в этом спектакле в качестве зрителя.

С тех пор и в Москве я предпочитаю кафе с большими окнами, дающими прекрасный обзор столичных улиц. Передо мной оказывается сцена, которой может позавидовать любой театр – а на ней жизнь, захваченная врасплох. Наблюдать за ней - какая увлекательная игра!

Я в кафе на Пушкинской площади. Множество людей проходит, пробегает, проезжает мимо. Однако выделяется труппа основных и постоянных фигурантов, которые никуда не спешат. Они находятся здесь постоянно, создавая некую декорацию, на фоне которой разворачиваются события. Но эта "декорация" сама по себе живет, играет и действует.

Появляются и исчезают длинноногие официантки в кокетливых беретах среди столиков, вынесенных на улицу. Сметают пылинки с тротуара сосредоточенные мальчики из Макдональдса. Пожилой гаишник, выйдя из машины, строго наблюдает за дорогой. Бабульки у подземного перехода торгуют трогательными букетиками цветов. Дорожные рабочие в оранжевых жилетах заменяют перегоревшие лампы городского освещения. Понуро бродит "живая реклама" ювелирного магазина. Лоточники настойчиво предлагают свой нехитрый товар. Скучает у двери роскошного магазина могучий охранник…

"Уличные типы" - это вышедшее ныне из обихода определение всего лишь сто лет тому назад было очень популярно. Его постоянно можно было встретить на страницах альманахов, газет и журналов. Уличным типам посвящались серии иллюстративных почтовых открыток.

Возник даже специальный жанр физиологического очерка. Зачинателями этого жанра были во Франции Оноре де Бальзак, а в России – Н.А.Некрасов.

Кого же из жителей города можно было отнести к "уличным типам"? В эту довольно-таки объемную категорию входили те люди, которых в силу их рода занятий можно было постоянно встретить на улице.

Именно это обстоятельство давало возможность объединить в одну компанию трубочиста и городового, лоточника и нищего, дворника и продавца газет.


Wikimedia Foundation 
Пожалуй, самой заметной фигурой на улицах России, невольно привлекавшей внимание, была фигура мужчины-разносчика с подносом или корзиной на голове, или с лотком, висящем на кожаном ремне на шее, или с тележкой, или с санками. Сотни этих "расхожих продавцов" оглашали улицы города криками: "Конфекты сахарные. Жемочки медовы. Леденчики. Кто бы купил, а мы бы продали!".

Торговля с рук на центральных улицах больших городов, а тем более столиц, в дореволюционной России не разрешалась. Торговцы-разносчики ходили по окраинным улицам, стояли у рынков, вокзалов. В центре же их маршрут ограничивался дворами. Специальной форменной одежды разносчики не имели, кроме обязательного белого фартука с нагрудником. Иногда через плечо висел кошель для денег.

Разносчики чаще всего продавали различные продукты – рыбу, пирожки, печенку (специально для котов, которые сбегались при виде "печеночника" со всех дворов). Бойко шла торговля апельсинами, дичью, студнем, солеными грибами. Квас носили в бочонке через плечо, а сбитень помещался в особом сосуде с длинным горлышком. Сбитенщики носили специальный пояс с гнездами для стаканов. Крестьяне продавали выточенные из дерева коробки, деревянные ложки, разные игрушки, модели церквей. Местные разносчики торговали гипсовыми копилками и статуэтками, галантерейным товаром (иголки, нитки, ленты) и ножевым (ножницы, ножи кухонные и перочинные), а также книгами, кухонной посудой и поношенной одеждой.




ЖЖ
facebook

 1  2 3 4
Страницы
Светлана Невелева • 25.02.2009
Версия для печати cсылки по теме: мысли, история, города


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru