Не читается? Книги новой эпохи

270 450
© 2010 Thinkstock 
Как-то из вполне объяснимого писательского любопытства я залез на сайт одного крупного книжного магазина. Хотелось посмотреть на рейтинг изданий, ведь и у самого там тоже продавалась книжка. Каково же было моё удивление, когда в первой сотне читаемых книг оказались справочники, словари, и всё такое, что имеет малое отношение к "художке", как называют издатели художественную литературу. И только на самом последнем скромном месте этого почётного списка был некий автор по имени "А.С.Пушкин"! Впрочем, через пару дней он оттуда благополучно исчез.

И тут я поймал себя на мысли, что и сам я мало читаю художественные книги. Вот уж воистину "чукча не читатель, чукча писатель"! Потом стал расспрашивать на эту тему своих друзей и знакомых, и получилась та же картина. Поскольку по частностям судить нельзя, я пошёл дальше, докопался до нужной информации, где давалось уже печальное обобщение.

Да, художественные произведения читаются сейчас резко меньше, чем, например, двадцать лет назад. На первом месте, в самом деле, всевозможные справочники, познавательные книги энциклопедического типа, духовная и эзотерическая литература.

Сразу оговорюсь, что "Гарри Поттер" здесь не показатель. Потому что он, по словам когда-то знаменитого, а ныне тоже мало читаемого поэта Игоря Северянина, "повсеместно объэкранен". Те же слова можно адресовать и Толкиену.

К тому же, это книги из разряда фэнтези, а, значит, близкие к духовной и эзотерической литературе.

Получается, что надо бить тревогу! Одичание, ужас, катастрофа… Не совсем так. Во-первых, если брать современных творцов художественной литературы, то они скорей творят чтиво, порой даже и не слишком-то прекрасное. Да и чего ждать от авторов, выпускающих в год чуть ли не сотню новых книг! Хорошие у них литрабы! Это то, что слетевший с 100-го места классик называл: "полезны для ума, а более для ж…" Слава Богу, в наше время это не совсем так, потому что в большом ассортименте представлена туалетная бумага, м я г к а я.

Во-вторых. Это "во-вторых", пожалуй, будет первым. Так почему всё-таки мы не читаем классику? Где эти курсистки-гимназистки, да иже с ними светские дамы, что и составляли основное читательское поле некогда знаменитых авторов? Нет, они никуда не исчезли. Просто переоделись в джинсы, в мини-юбки, в одежды готов и панков, сменили эпоху.

630 260
© 2010 Thinkstock 

И вот тут как раз и кроется разгадка феномена нечитаемости художественной литературы. В слове "эпоха". Потому что тут уже на сцену выходит та самая эзотерика, которая сейчас в цене. Эпоха у нас глобальная, полная катаклизмов и таких планетных изменений абсолютно во всём, что человечество находится на грани паники. И чтобы окончательно этой панике не поддаться, оно мучительно ищет ответ на вопросы о том, что происходит, в книгах специфического характера. Иными словами, в литературе духовной, эзотерической, той, что даёт возможность найти для себя удобную философию, объясняющую, кто же и в чём виноват, а главное, что делать! К подобным же книгам примыкает и фэнтези, потому что там есть свои модели мира, а следовательно, и свои пути выхода из всеобщего кризиса, вехи новой дороги, ведущей в светлое будущее без кавычек.

Неудивительно, что одновременно потребляется и многочисленная справочная, а так же энциклопедическая литература. Там можно почерпнуть конкретную информацию, быть может, даже статистику Армагеддона.

А вся прекрасная мудрость и умение философски мыслить, столь свойственная героям великих, но ушедших в прошлое произведений, не для тех, кто чувствует под ногами почву Атлантиды и видит, что разверзлись хляби небесные, и беспрерывный дождь становится всё сильнее и сильнее…




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Леонид Володарский • 26.07.2010
Версия для печати cсылки по теме: литература, книги


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru