Там слышен снег… Сады безмятежного отдыха

260 500
© 2011 Thinkstock 
Наибольшего расцвета садово-парковое строение Китая достигло в Х—XII и вновь - в XIII— XIV веках, а зародилось это прекрасное искусство в Поднебесной еще в глубокой древности. Так, император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву-ди (140—87 годы до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками, в котором росли декоративные деревья и кустарники.

Сады того времени были связаны с учением "дао", согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта, так называемые "парки красивых мест".

Мелодии гор и ручьев

В отличие от геометрического построения ближневосточных (мусульманских) садов, на Дальнем Востоке развивалось принципиально свободное ландшафтное или пейзажное парковое строение. Абсолютизируя красоту нерукотворной природы, человек здесь и сам подчинялся ей, ее законам. И потому произведения садового искусства должны быть подобны созданиям самой природы. "Музицируйте! Мелодии гор и ручьев в живой природе прекраснее игры любых музыкальных инструментов", - писал поэт III века Цзо Су.

Садовое искусство Китая развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение.

Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по создаваемому впечатлению:
- устрашающие (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек);
- смеющиеся (с открытыми полянами, залитыми солнечным светом, цветущими растениями);
- идиллические (с пагодами на островах, со спокойной гладью воды).

Пейзажные композиции строились так, чтобы подчеркнуть красоту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняющихся видов.

Типы садов

В Китае насчитывают шесть типов садов: при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых (или сады литературы).

Наиболее известны императорские сады, в которых свободная планировка сочетается со строгой симметричностью дворцовых зданий. В искусно обработанный пейзаж красиво встроены цепочки строго прямоугольных дворцовых зданий. А наиболее значимые элементы пейзажа отмечены характерными мостиками, беседками, обычно покрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый и другие).

630 260
© 2011 Thinkstock 

Мировоззрение же китайского сада, по свидетельству самих китайцев, лучше всего воплощено в садах ученых, или садах литературы. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня.

Обязательные составляющие сада

Неотъемлемой частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30—70%). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении.




ЖЖ
facebook

 1  2 3
Страницы
Татьяна Порецких • 26.05.2011
Версия для печати cсылки по теме: архитектура и строительство


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru