]]>
]]>

ЗА ЗАБОРОМ. Огороженное будущее

280 420
© 2011 Thinkstock 
Забор (также городьба, изгородь, огорожа, ограда, палисад, палисадник, плетень, стена, тын, частокол) — сооружение, служащее для ограждения (защиты) и обрамления (обозначения границы) той или иной территории.

Литьё Летнего Сада в Санкт-Петербурге, чудесные орнаменты из живых кустов (боскеты) в парках Европы, незатейливые рамы вокруг наших газонов — все эти ограждения относятся к понятию "малые архитектурные формы". А архитектура, как малых так и больших форм, работает с символами, кодами, архетипическими знаками. Например, любые развернутые, распахнутые к нам формы ассоциируются с приглашением войти; объёмы, направленные на нас углом или выпуклой частью, — с указанием обогнуть.

То есть, грамотно расположенные ограничения (даже визуальные) не требуют дополнений в виде табличек и указателей: пространство само даёт необходимую информацию и направляет.

История ограды проста. Человек возвел её, повинуясь инстинкту, чтобы обозначить и защитить место своего обитания. Сначала это были примитивные заборы из подручных природных материалов, в основном из дерева и камня. С изобретением орудий труда, обработанные дерево и камень сменили подручные материалы, а с возникновением ремёсел появились металлические и кирпичные заборы.

Самые древние металлические решётки встречаются в культовых сооружениях Европы. А в эпоху Возрождения начинается триумф кованых решёток в светской архитектуре: необыкновенной красоты ограды украшают балконы и перегородки домов, сады и парки. Их ажурные орнаменты создают затейливую игру света и тени, подчёркивая замысел художника и интригуя зрителя: архитекторами тщательно выстраиваются виды, открывающиеся через искусно созданные ограждения. Тогда же появляются решётки с эффектом перспективы: благодаря особой композиции, зрителю кажется, что перед ним находятся не ворота, а открывается перспектива, замыкаемая, в глубине, порталом.

В это же время во Франции стали использовать живые изгороди и создавать из них лабиринты. Появилось новое функциональное назначение — планирование и зонирование территории сада. Один из величайших шедевров, созданный с их помощью, — сад в Версале. Под влиянием английской и французской культур, в среде российского дворянства до XX века считалось дурным тоном возведение сплошных заборов. В начале XVIII века Летний сад в Петербурге стал первым образцом масштабного применения живых изгородей в России, а его ограда из гранитных столбов-колонн и бронзовыми орнаментами кованых решёток — символом города.

630 260
© 2011 Thinkstock 

Пространство, защищённое живой изгородью от ветра, пыли, шума — имитация рая на земле. В Древнем Египте для таких ограждений использовали пальмы, инжир, эбеновое дерево — они были священными для египтян и олицетворяли собой радость, богатство, счастье и знание. В Древнем Риме для разделения территории сада в основном сажали лавр и розмарин, а из самшита при помощи топиарной стрижки создавали различные фигуры.

В современном мире заборы характерны для развивающихся стран с высоким уровнем преступности (Бразилия, ЮАР, Мексика). В развитых странах, если они и встречаются, то в районах с этнически напряжённой обстановкой (юг США, Северная Ирландия).




ЖЖ
facebook

 1  2 3
Страницы
Ольга Кудрина • 27.05.2011
Версия для печати cсылки по теме: культура, красота, искусство, интерьер, дизайн, города, архитектура и строительство


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2021.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


]]>
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>