Россия не читает! На книжной вершине

280 450
© 2011 Thinkstock 
Мы самая читающая нация – любят говорить россияне о себе. Или любили…

Недавно мой знакомый журналист рассказывал, что открывает новый информационный портал. На мой вопрос, будет ли выходить печатная версия, он удивленно посмотрел на меня: "Зачем?". Внутри меня разбушевалась буря. Как это зачем? А как же эстетика, как же запах печатных страниц, как же утренний кофе со свежей газетой, как же приятные тактильные ощущения и шелест от перелистывания бумаги? Где и когда, а главное, как мы всё это потеряли? Компьютерный прогресс сделал свое дело? Мы (народ, который так гордится своим культурным наследием!) перестали читать. Нельзя же назвать полноценным чтением утренний пробег по информационным сайтам.

Мы уже привыкли получать информацию быстро, кратко и дозированно, немного обо всем. Но неужели это тот формат, к которому должен был прийти русский народ, тот народ, из которого вышли такие гении как Достоевский, Пушкин, Есенин, Некрасов, Гоголь, Чехов. Неужели у нас пропало желание думать и анализировать информационный поток? Каким бы большим ни был охват информации в интернете, он никогда не заменит нам хороших аналитических материалов из качественных газет, классических обзоров и интригующих расследовательских серий публикаций. Прежние очереди у палаток "Союзпечать" сейчас могут сравниться разве что с очередями в сетевых магазинах одежды среднего класса. Нет времени купить и прочитать газету, но стоять за сотой парой леггинсов мы можем часами.

Разве это не печально? У нас нет желания сходить в библиотеку, посмотреть своими глазами на историю, которую передают книги, о которой они говорят всем своим видом, если к ним внимательно присмотреться, но мы можем сутками сидеть и устанавливать программы для закачки текста на i-pad. Да, это удобно, быстро, легко, но ведь эти понятия не должны стать основными для нашей нации в 21 веке.

Миллионы иностранцев, приезжающих ежегодно в нашу столицу, стараются выделить целый день, чтобы насладиться многообразием выбора и оставить целое состояние в обмен на шедевры, собранные в крупнейших книжных магазинах Москвы.

Один знакомых француз, бывший недавно у нас проездом, попросил меня отвести его в один из крупнейших книжных на Тверской, зайдя в магазин, он глубоко вздохнул и сказал: "Подобное волшебное состояние я последний раз испытывал стоя на вершине Альп, у меня захватывает дыхание". А часто ли мы, проходя по Тверской, заходим в этот магазин, чтобы хотя бы просто полюбоваться его великолепием, подышать свободой, которая собрана здесь в красивейших переплетах, и ненадолго перенестись в другой мир, с помощью красочного многообразия окружающий нас со всех сторон.

630 260
© 2011 Thinkstock 

Почему сейчас, если сказать, что все выходные выкладывал фотографии в альбом популярной социальной сети, друзья это воспримут как норму, а вот если поведаешь, что двое суток читал Кафку, на тебя посмотрят как на полного идиота, да еще и спросят: "Что это?". Раньше была своеобразная мода на чтение: человеку, который претендовал на то, чтобы его считали образованным, было невозможно признать, что он, например, не читал сонетов Шекспира. Если ты был знаком с творчеством Хаксли, это поднимало твой авторитет в глазах окружающих. Сейчас же критерии резко сменились. Вот если ты не знаком с твиттером и фэйсбуком, то да, ты не в теме. А если из стихотворений Пушкина помнишь только одно и то первые две строчки, это не страшно. Если классику раньше читали хотя бы школьники и студенты филологических факультетов, то, с появлением огромного количества сайтов с кратким содержанием, большинство школяров окончательно перестало это делать. А что как не литература развивает в нас образность мышления и формирует правильное отношение к происходящему вокруг?

Финальной точкой моего разочарования стал "Яндекс". На мой запрос "Россия читает" он ответил вопросом: "читает ли Россия?". Если в компьютеризованной современности даже поисковая система отвечает вопросом по данному тезису, это совсем страшно.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Евгения Крюкова • 28.02.2011
Версия для печати cсылки по теме: традиции, книги, исследование


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru