Жадность. Равноценная злу

300 420
© 2011 Thinkstock 
Из всех отрицательных человеческих качеств жадность – самое, пожалуй, "популярное" по уделяемому ему вниманию общественности. А в списке семи смертных грехов жадность занимает почётное второе место сразу после зависти. Далее по списку идут блуд, обжорство, гордыня, уныние и гнев.

Характерно, что такая пара противопоставляемых понятий, как "добрый – злой", имеет себе почти равноценную пару "добрый – жадный". Иначе говоря, жадность воспринимается как порок, равноценный злу и способности его творить. Но при ближайшем рассмотрении такое душевное качество, как жадность, оказывается далеко не простым.

Любой из нас без труда назовёт жадным человека, который категорически отказывается делиться с ближними своим достоянием: никогда не даёт взаймы, не приглашает в гости, ничего не уступит во временное пользование, ничего не делает бесплатно, избегает трат на такие вещи, как подарки к праздникам, не угощает и не разделяет угощения.

Однако по отношению к самому себе такого человека жадным можно назвать далеко не всегда, потому что по отношению к самому себе он таким жадным и прижимистым бывает не всегда. Напротив, очень часто не отказывает себе ни в чём, что ему по средствам.

О чём это говорит? Да о том, что такая разновидность жадности скорее может быть названа "жадностью, направленной вовне", а не замкнувшимся на себя скупердяйством. Жадина, во имя своей страсти готовый обделить и посадить на голодный паёк даже самого себя, – большая редкость.

Нетрудно также заметить, что жадность по отношению к собственному нажитому достоянию (нежелание отдавать в какой бы то ни было форме) заметно отличается от жадности к чужому достоянию, т.е. от стремления присваивать себе чужое, так называемого стяжательства. Если жадину-потребителя, одиноко жующего свой добытый кусок под одеялом, ещё как-то можно стерпеть, то жадина-стяжатель, неустанный посягатель на чужое, – фигура совершенно нетерпимая в общественном сознании. Зачем человеку иметь столько, сколько он не в состоянии потребить сам?

И вот тут-то возникают главные сложности.

Строго говоря, человека нельзя обвинять в том, что он не желает делиться нажитым достоянием с кем попало и просто так. Все мы шли к своему относительному достатку (о богатстве речь вести не будем) ценой немалых усилий и затрат труда, иногда – ценой целой жизни, убили на обеспечение себя и ближних массу времени, растратили здоровье и силы.

280 450
© 2011 Thinkstock 
И когда к скромному благосостоянию нас и наших близких тянется рука человека, не имеющего на наше расположение и доброе отношение никакого права, когда рядом с нами норовят поселиться посторонние прихлебатели и захребетники – то наше нежелание с ними делиться никак нельзя назвать жадностью, а на упрёки таких "моралистов" можно смело отвечать словами, которые нельзя напечатать. Щедрость и доброту к "неближним" человек может проявлять только добровольно, такое добровольное проявление щедрости говорит о его высоких душевных качествах. Но никак нельзя вменять человеку в обязанность обделять себя и своих ближних только потому, что некто посторонний, вполне дееспособный, не желает позаботиться о себе сам.

Жадность нетерпима только в тех случаях, когда налицо нежелание человека исполнять свой моральный долг через материальную поддержку тех, кто от него зависит. Нетерпима жадность обеспеченных людей, которые из соображений "экономии" держат в чёрном теле своих маленьких детей или престарелых родителей. Нетерпима жадность людей, всеми путями увёртывающихся от обязанности материально возместить причинённый ими другим вред или ущерб. Нетерпима жадность людей, которые во имя приумножения собственного достояния стремятся всеми правдами и неправдами присвоить чужое достояние или противозаконно лишают других людей возможности нормально жить и трудиться. Нетерпима жадность людей, которые посягают на чужое достояние вообще за рамками всяких божеских и человеческих законов – т.е. тех, кого мы называем уголовными преступниками: главный мотив деятельности уголовных преступников – самая обыкновенная стяжательская жадность, не имеющая никаких оправданий и не подлежащая никакой "романтизации".




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Андрей Кротков • 28.01.2011
Версия для печати cсылки по теме: чувства и эмоции, психология, мысли, жизнь и судьба, деньги, взгляд и позиция


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru