Танец бесполезен? Геометрия движения

280 450
© iStock 
Казалось бы: танец бесполезен,
а отправь танцовщиц на кухню,
на обед они состряпают лишнее блюдо...
Для чего гранить алмазы, писать стихи, смотреть на звезды?
Если всех отправить пахать землю, станет куда больше хлеба…
Антуан де Сент-Экзюпери

Говорить о танце словами - значит, всегда иметь недосказанность. Танец рождается там, где есть что-то, что нельзя до конца облечь в слова. Или каждый найдет слова разные.

Тогда, когда любовей с нами нет,
Тогда, когда от холода горбат,
Достань из чемодана пистолет.
Достань. И заложи его в ломбард.
Купи на эти деньги патефон
И где-нибудь на свете потанцуй.
И. Бродский

Когда идет о современном танце, о модерне, и произносится вслух длинное слово контемпорари, часто это вызывает ироничную ухмылку или насмешки. "Ха! Это когда валяются по полу. Или дико в конвульсиях дергаются — они называют это танцем!". История современного танца ХХ века тем не менее существует. Свободный танец танцовщицы Лои Фуллер, позднее развитие танцевальной темы подхватила Айседора Дункан, более известная у нас. Фуллер первой использовала одежду с развевающимися "крыльями" из лёгкой белой ткани, подсвеченной разноцветными прожекторами.

Мери Вигман, танцовщица из Германии, в 1914 впервые выступала в сольном танце. И этот танец уже совсем не похож на то, что делали ее предшественники. Артистизм, ритмика и свобода, новое слово в танце — экспрессионизм. Мэри писала в своем дневнике: "Стать свободной от музыки! Этому должны научиться все! Только тогда можно превратить движение в свободный танец, в чистое искусство!". Это зарождение модерна.

В то же время американка Марта Грехем вносит свою лепту в зарождение стиля. Это совершенно новый подход и к дыханию, и к движению. Любое движение должно быть мотивировано внутренней жизнью танцора. Марта говорила, что когда внутренняя жизнь не развита, развивается "бесплодие", а недостаток мотивации приведет к бессмысленности движения, бессмысленное движение - к упадку. Движение не придумывают извне, его извлекают изнутри.

630 300
© iStock 

Потом свое слово скажут постмодернисты Триша Браун, Стив Пекстон. А Пина Бауш, легенда немецкого танца, и вовсе скажет: "Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются". "Я не следую никакой школе, я просто танцую. Безумие считать, что в танце должна существовать какая-то норма, на которой построен классический балет, а все остальное – не танец. Танец может жить в любых формах. Главное – это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь, конечно, не в технике классического танца, а в жесте, выражающем сущность происходящего с человеком. Не в том, как человек движется, а в том, что им движет".

Про постановки Бауш можно сказать, что на сцене происходит что-то нервное, эклектичное, и не дается никаких объяснений происходящему.

"Мои спектакли не растут от начала и до конца. Они растут изнутри — наружу".




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Ирина Алешина • 29.04.2015
Версия для печати cсылки по теме: танцы


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2021.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru