Кто такой Ромен Роллан? 150 лет французскому классику

300 400
wikimedia.org 
Официальная справка: "выдающийся французский писатель, публицист, общественный деятель, учёный-музыковед; иностранный почётный член АН СССР (29.03.1932), Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915) “за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи”".

Краткая биография: "Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Нормаль. После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию "Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти" (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в школе Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал "La Revue d’histoire et de critique musicales" в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии "Музыканты прошлого" (1908), "Музыканты наших дней" (1908), "Гендель" (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия "Святой Людовик" — начальное звено драматического цикла "Трагедии веры", к которому также принадлежат "Аэрт" и "Настанет время".

Во время Первой мировой войны Роллан — активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках "Над схваткой" и "Предтечи". В 1915 году награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года. Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким,
приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935). Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулёза".


Итак, две короткие справки сообщают нам, кем был Ромен Роллан, каких великих людей знал, какие великие события пережил и какие замечательные произведения создал. И ничего не сообщают, кто он для нас теперь. Никакого Ромена Роллана мы не читаем. Я не знаю ни одного человека, который бы долгие зимние вечера коротал за чтением "Жана Кристофа", а в соседней комнате его жена упивалась бы истинами, изложенными в книге "Жизнь Толстого". Больше того, на недавно прошедшей в Москве всероссийской ярмарке "нон-фикшенской литературы" ни на одном стенде самых крупных, средних и даже мелких издательств не нашлось ни одного произведения прославленного французского автора. А ведь это самая интеллектуальная книжная ярмарка из всех, какие бывают в нашей стране.

630 300
wikimedia.org 

В чём же дело? Почему для нас как бы совсем нет никакого Ромена Роллана? Неужели он теперь не нужен у нас никому и ни одно издательство не хочет его издавать по причине страшного провала продажи его книг? Неужто мы совсем забыли этого огромного художника слова, который "признание получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: “Волки”, “Торжество разума”, “Дантон”, “Четырнадцатое июля”"? Неужели мы категорически отказываемся читать его "наиболее известное произведение — роман “Жан Кристоф”, состоящий из 10 книг"?

Между тем Википедия напоминает: "Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жана-Кристофа Краффта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует “гармонию противоположностей”, а более глобально — мир между государствами. Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: “Жизнь Бетховена” (1903), “Жизнь Микеланджело” (1907), “Жизнь Толстого” (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд “Бетховен. Великие творческие эпохи”. В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству".




ЖЖ
facebook

 1  2 3
Страницы
Владимир Вестер • 29.01.2016
Версия для печати cсылки по теме: литература, история, измена, знаменитости, жизнь и судьба, взгляд и позиция


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru