28.10.2016 12:03

Витамин от старости

Опыты с червями-нематодами показали, что витамин D активирует гены, связанные с защитой от старения, и защищает клетки от развития нарушений в работе белков и их неправильного свертывания, что продлило червям жизнь на 30%, сообщает РИА Новости.

"Витамин D3, превращающийся в организме в активную форму витамина D, подавил процессы неправильного свертывания белков в клетках червей и защитил их от токсического действия бета-амилоида, белка человека, связанного с болезнью Альцгеймера. Учитывая то, что процессы старения протекают в организмах червей и человека примерно одинаково, имеет смысл проверить, сработает ли витамин таким же образом и среди нас", — рассказывает Гордон Литгоу из Института старения Бака в Новато (США).

Рыбий жир и витамин D, как показывают исследования последних лет, обладает множеством полезных свойств, помимо укрепления костей и зубов, о которых учёные ранее не подозревали. К примеру, за последние три года они выяснили, что витамин D понижает вероятность смерти от инфаркта, замедляет развитие рассеянного склероза и защищает мозг алкоголиков от дальнейших повреждений.

Литгоу и его коллеги раскрыли ещё одно, потенциально самое важное и полезное свойство витамина D, проводя эксперименты на обычных червях-нематодах (Caenorhabditis elegans). Учёные кормили червей большим количеством этого витамина, или наоборот, полностью лишали их доступа к нему, пытаясь понять, какие изменения в организме это вызовет.

Выяснилось, что витамин D3 играет ключевую роль в уничтожении и нейтрализации белков, чьи молекулы приняли неправильную трёхмерную форму из-за ошибок при их сборке. Подобные проблемы, как объясняют учёные, обычно развиваются по мере старения тела и они приводят к развитию ряда нейродегенеративных болезней, массовой смерти клеток и общему дряхлению организма.

По словам Литгоу, витамин D влияет на работу несколько цепочек генов, защищающих организм от подобных "неправильных" белков, стимулируя их работу и помогая им убирать сотни различных видов белкового "мусора". Подобная помощь, как утверждают учёные, крайне позитивно сказывалась на работе организма нематод, продлевая им в среднем жизнь примерно на треть.

Подобная роль витамина D в работе организма червей и, потенциально, человека и других животных может объяснять то, почему пожилые люди особенно подвержены действию болезней, связанных с повышением концентрации неправильно свернутых белков в организме.

Дело в том, что по мере старения наша кожа начинает вырабатывать всё меньше витамина D, что может ослаблять способность клеток нейтрализовать и выводить подобные вредные белковые молекулы из организма. Поэтому, к примеру, болезнь Альцгеймера может развиваться в основном у пожилых людей, чья способность выводить повреждённые белки из организма заметно ослаблена.

Как надеется Литгоу, в ближайшее время его команде удастся начать клинические опыты на млекопитающих или даже на добровольцах из числа людей, которые помогут понять, помогает ли витамин D3 выводить "обрывки" белков из тела человека.

"Возможно, что если в вашем организме не хватает витамина D, то в таком случае вы стареете быстрее, чем это должно происходить. Возможно, что это повышает шансы на развитие рака или болезни Альцгеймера. То, что черви, не обладающие костями, всё равно реагируют на витамин D, говорит о том, что у него есть и иные функции, влияющие на здоровье всех живых организмов на Земле", — заключает Литгоу.
cсылки по теме: здоровье и медицина, возраст

© Суперстиль Женский журнал 2005-2019.