]]>

10.04.2009 11:55

Умные микробы

Совместные исследования университетов Тель-Авива и штата Техас показали, что бактерии не только способны собирать информацию из окружающей среды, но и общаться друг с другом, принимая коллективные решения, пишут "Известия" со ссылкой на журнал Proceedings of the National Academy of Science.

Ученые вырастили две колонии микробов Paenibacillus dendritiformis в одной посуде и затем сократили им поставку питательных веществ. В результате бактерии не объединились в одну общую семью, как ожидалось, а стали уничтожать те клетки, которые оказались в "приграничной зоне".

Стоило ученым разделить колонии бактерий непроницаемой мембраной, как уничтожение "пограничников" прекратилась.

Эти наблюдения навели ученых на мысль, что у бактерий есть примитивный коллективный разум, который позволяет им выживать в случае, если клеткам грозит голод, шок от высокой температуры или воздействия ядов. В этих случаях они выделяют специальное вещество, которое сокращает популяцию.

"Этот механизм похож на сокращение деления обычных клеток, когда им не хватает питательных веществ, - говорит руководитель исследования профессор Эшел Бен-Якоб. - Но у бактерий есть примитивная форма социального сознания. Они знают, как собирать информацию из окружающей среды и передавать ее друг другу. Они могут распределять задачи и хранить "коллективную память". Химический язык, с помощью которого они общаются, превращает колонии микробов в большой "мозг", который управляет реакцией на изменения окружающей среды".

По словам ученого, система защиты бактерий может использоваться против них самих: нужно только дать колонии химический сигнал опасности, и тогда бактерии начнут уничтожать друг друга.

Если выводы подтвердятся на практике, в будущем это открытие может помочь микробиологам найти эффективный способ борьбы с бактериальными инфекциями.
cсылки по теме: наука и техника, открытия

© Суперстиль Женский журнал 2005-2021.

]]>