МОДНЫЕ ОТКРЫТКИ. Новогодний сюжет

300 420
wikimedia.org 
У новогодней открытки есть собственная биография, а в ней счастливые и даже трагичные моменты, огромная популярность и забвение. В нашей стране ее обожали, делая подарком и элементом интерьера. После 1917 года ее запрещали, как осколок буржуазной жизни, и неожиданно в годы Великой Отечественной войны поднимали на пьедестал, снабжая идеологическим контекстом. Да, она не смогла конкурировать с новизной и скоростью электронных писем и смс, с поздравительными интернет-открытками и смайликами. Новогодняя открытка, явившаяся к нам сначала из Англии, а уж потом из Германии и Франции, ушла по-английски, не прощаясь. И только гурманы жизни, относящиеся к Новому году и Рождеству с детской наивной любовью, спешат в магазин за открытками. И долго перебирают их, прежде чем выбрать для каждого отдельного адресата свою открытку и написать слова поздравления.

Современные открытки по-прежнему очень красивы. И это неоспоримый факт. Но странно, что некоторые сюжеты новогодних открыток, модные в конце 19-го и начале 20-го века, не повторились.

С 19 века, который и подарил нам такое чудо, как Рождественская открытка, прошло слишком много лет. Поэтому старинных открыток сохранилось не так много, как хотелось бы. Сегодня они хранятся в именитых музеях мира и частных коллекциях, их все-таки можно увидеть, проследив историю изменения сюжета. И в этой истории есть занимательные моменты.

До революции 1917 года
Первые новогодние и рождественские открытки имели, так сказать, иностранное происхождение. Даже те, на которых слова поздравления были написаны на русском языке. Слишком очевидны реалии и символы чужой культуры и жизни. С точки зрения жителей страны, почти полгода утопающей в снегах, странным для зимних праздников и поздравительных рождественских открыток кажутся рисунки с цветами. Но европейские художники с удовольствием рисовали на новогодних открытках розы, незабудки, сирень, клевер, а также неизвестный нашей природе остролист. Обрамленные виньеткой васильки и рожь, как символы родных просторов, иногда сбивают, и эти открытки кажутся такими русскими! Но на самом деле самый новогодний "цветок" для России – это ветки ели с покрытыми инеем шишками. Так было и остается.

Новогодние открытки "без снега" – оригинальны, но в них словно чего-то не хватает. Парусники и самолеты, автомобили, украшенные гирляндами роз, забавные человечки африканской внешности в смокингах и цилиндрах, пьющие шампанское, – ненаша жизнь без намека на морозные месяцы декабрь и январь.

Популярным персонажем новогодних открыток был и остается очаровательный розовый поросенок, как символ богатства и благополучия в Европе. Эти открытки, без сомнения, и симпатичны, и комичны, но не все россияне хотели "подложить свинью" в такие добрые праздники. А потому самыми популярными открытками были те, на которых изображались ангелы и дети, ухоженные и модно одетые. Естественно, это не бросалось в глаза, потому что дети из богатых семей были ухожены, имели красивую одежду и игрушки. Крестьянские дети появляются на знаменитых открытках Е. Бём (1843-1914), они изображаются в привычной грубоватой зимней одежде или красивых национальных костюмах. Все, что их роднит с разодетыми детишками накануне Рождества и Нового года, – зимние развлечения, прежде всего, снежная баба, и ожидание чуда.

630 344
wikimedia.org 

Новый год и Рождество – семейные праздники. На рисованных и фотооткрытках часто появляются счастливые семьи: мама, папа, двое или трое детей. Интересно, что у папы на коленях может лежать мешок с деньгами, на котором даже обозначена крупная сумма. А кто-то из детей держит гигантскую подкову – на счастье. К сожалению, этот сюжет практически не будет повторяться на протяжении современной истории отечественной новогодней открытки. На открытках будут дети, мама и дети, иногда папа и ребенок, а полной семьи не будет, что можно объяснить не самыми радостными фактами истории нашей страны.

Есть и еще один сюжет, который почему-то навсегда забыт художниками, в том числе и европейскими, хотя сегодня, по сравнению с концом 19-го и началом 20-го века, в сфере отношений мужчины и женщины произошли демократические изменения. Открытки украшали влюбленные и супружеские пары, а также компании молодых дам и кавалеров, поднимающих бокалы за новый год. При этом один кавалер был без пары, что было, наверное, приятно незамужним девушкам. Вот целуется влюбленная пара, пришедшая на каток. Вот он обнимает её. Вот девушка и юноша сидят под деревом, в котором нет ни намека на зиму. Вот идет пара по русскому городу, в котором все как надо – и церковь, и мчащаяся повозка, и стайка домов, и глубокие снега: офицер и красивая дама в мехах, в руках красочно упакованные подарки. Любовь, шампанское, парочки. Такая буржуазная (и в чем-то не очень нравственная) тематика была неприемлема. И только в середине 50-х годов 20 века на отечественных открытках станет можно увидеть юношу и девушку, обычно с лыжами, иногда – танцующих на школьном новогоднем балу, как положено, в школьной парадной форме. Но зато в годы войны, 1941-45 годах, повторится сюжет российских открыток 1915 года – времен первой мировой войны.




ЖЖ
facebook

 1  2 3
Страницы
Ольга Сокиркина • 02.12.2013
Версия для печати cсылки по теме: традиции, дизайн


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2021.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru