Прогулки по Москве-6. Чёрный Лебедь с саркофагом

300 420
© 2009 Jupiterimages 
Наверное, никто не оставил в архитектурной Москве XIX-XX веков столько значимых следов, сколько Морозовы и Рябушинские. И не было более экзотичной и прекрасной, чем вилла Николая Павловича Рябушинского "Чёрный лебедь".

Рябушинским принадлежала одна из главных ролей в крупнейших предпринимательских организациях России: Обществе фабрикантов хлопчатобумажной промышленности, Московском биржевом комитете, Военно-промышленном комитете, Всероссийском союзе торговли и промышленности и др.

Главным же меценатом в этой семье, да и во всей России, стал Николай Павлович Рябушинский. Он вышел из состава "Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями" и, получив свою долю наследства, полностью посвятил себя меценатству.

На средства Николая Павловича издавался прекрасно иллюстрированный журнал об искусстве и литературе "Золотое руно" (1906-1909), где печатались такие мэтры символизма как: Блок, Брюсов, Бальмонт, Гиппиус и Мережковский. Журнал публиковал и прозу великих писателей, таких как Бунин, Андреев, Белый, Волошин, Чуковский. Оформляли "Золотое руно" лучшие художники того времени: Сомов, Лансере, Остроумова, Бакст, Бенуа. Журнал имел большой формат, печатался золотым шрифтом аж в две колонки – на русском и французском.

Николай Рябушинский активно тратил свои деньги и на устройство выставок любимых им художников. Всё, за что он брался, имело огромный успех!

Современники лестно отзывались о выставке живописи "Голубая роза", в которой участвовали Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов, Сарьян, Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, скульпторы Матвеев и Бромирский.

Николай Павлович и сам брал в руки кисть и считался неплохим художником. На первой выставке он рискнул представить и собственные работы. За "Голубой розой" пошли следующие выставки, пользовавшиеся неизменным успехом благодаря составу художников и фантазии мецената.

Неудивительно, что уже к концу 1909 года Рябушинский начал разоряться. Хотя поспособствовали этому даже не расходы, связанные с журналом и выставками, а огромный карточный проигрыш.

340 320
© 2009 Jupiterimages 
В отличие от братьев, он до революции собирал, в основном, российское изобразительное искусство и активно стремился стать организующим центром символизма, поднять его значение и авторитет в художественно-культурной жизни Москвы.

Кумиром Николая Рябушинского в то время был петербургский меценат Сергей Дягилев, создатель "Мира искусства".

Вилла "Чёрный лебедь" была построена для Рябушинского известным московским архитектором Владимиром Адамовичем в 1907-1910 годах в стиле неоклассицизма. Вокруг поместья ходила бездна слухов, инициировал которые сам Николай Павлович.

Имя "Чёрный лебедь" было дано не просто так. Вся мебель, которая изготавливалась по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде чёрного лебедя. Он же был изображён на салфетках, посуде, столовом серебре… Интерьеры дома оформлял именитый русский художник Павел Кузнецов.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Екатерина Сокольская • 03.11.2009
Версия для печати cсылки по теме: история, искусство, знаменитости, деньги, архитектура и строительство


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru