English Country Garden 
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы.
Все цветет и поет…

И. Бунин

Седьмая неделя после Пасхи носит название "зеленой", "семиковой", "русальной". Особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; Вселенская Троицкая родительская суббота; Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи. В праздновании нашим народом Троицы-Пятидесятницы проявляется смешанность древних языческих обычаев и представлений с понятиями, имеющими близкое отношение к христианству.

Троицкая зелень

В древние времена некоторые растения являлись общеизвестными символами: масличная ветвь - мира, лавровая - победы и славы, дубовая - мужества. Береза, которая получила у нас на праздник Троицы преимущественное значение пред другими деревьями, была символом весны.

К празднику Троицы на Руси приурочена была благочестивая традиция - убирать храмы ветками деревьев, травами и цветами. Можно полагать, что церковь наша заимствовала этот обычай от ветхозаветной церкви. На праздник Пятидесятницы древние евреи по закону Моисееву приносили в храм плоды жатвы, которая в Палестине оканчивалась около этого времени. Принято было украшать дома, грады и синагоги цветами и ветвями, которые в весеннее время были одним из самых естественных приличных украшений.

Сообразно указанному установлению и обычаю церкви ветхозаветной, и у нас на праздник Троицы приносились народом своего рода дары обновляющейся весны Святому Духу, зиждителю всего. Кроме того, употребление в этом случае зелени служит знамением новой духовной жизни, открывшейся с сошествием Святого Духа на апостолов и выражением веры в воскресение мертвых, поминаемых накануне Троицы. Но нельзя отрицать того, что обычай этот получил у нас особенную силу под влиянием соответственных народных традиций. Известно, что в языческой, дохристианской Руси ветви и цветы служили украшением в дни торжественных жертвоприношений и важнейших церемоний.

Пойдем, девочки, завивать веночки!

Семик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой. Селения в это время преображались: дома и улицы украшались срезанными ветками березы, цветами и травами.

Во многих деревнях накануне Семика девушки рубили березку, украшали ее лентами, а в самый Семик они вместе с парнями, которые несли березку, ходили с нею по полю, распевали песни и потом бросали ее в рожь. Для празднования Семика избирался особый дом, куда приносили разные припасы для пира, не забывая солод и хмель, варили брагу, выпиваемую при пении веселых песен. В полдень, как правило, в лесу начиналось торжество.

На обширной русской территории обряд с молодым деревом справлялся неодинаково. Каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том что основные элементы обряда - выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры, гадание на венках, брошенных в воду, - сохранялись.




ЖЖ
facebook

 1  2 3
Страницы
Татьяна Порецких • 09.06.2006
Версия для печати cсылки по теме: традиции, праздники, любовь, культура, досуг, гадание


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru