Блистательный Эрмитаж. Жемчужина в короне

280 450
© iStock 
Само по себе слово "эрмитаж" на первый взгляд к знаменитому музею Санкт-Петербурга имеет отношение весьма отдаленное. В переводе с французского ermitage означает уединенное место или обитель отшельника. В более расширенном значении – загородный дом или парковый павильон. Получается, что название музея своим возникновением обязано Зимнему саду, который располагался в здании Малого Эрмитажа. Два подъемных стола, механика осьмнадцатого века, позволяли во время приватных переговоров или приемов находиться в Зимнем саду в полном уединении, вдалеке от посторонних глаз. Такие павильоны были в то ветхозаветное время очень популярными в Европе. Они собственно и именовались эрмитажами. И только к концу XVIII века некоторые залы Зимнего дворца с художественными коллекциями и Эрмитаж становятся почти синонимами.

Об Эрмитаже, о здании и художественном музее, можно говорить бесконечно, подробно и долго, так и не исчерпав весь стандартный набор эпитетов, перечень художников, экспонатов и картин. Но его в первую очередь надо видеть своими глазами.

Здание (вернее, здания) музея живописно расположились на Дворцовой набережной. Этот архитектурный ансамбль своим фасадом со стороны Невы образует неповторимую панораму, которая вот уже два с половиной века наряду с Петропавловской крепостью, Адмиралтейством, Невским проспектом и Медным всадником являются символом и визитной карточкой Северной Пальмиры.

Вообще Эрмитаж напоминает немного манерный, вычурный, но бесконечно томный и воздушный, несмотря на размеры, менуэт. Или классицистическую оду, переведенную Державиным с итальянского.

Впрочем, неся на себе все признаки западноевропейского стиля, Эрмитаж все же очень русское здание. И венчает собой имперский, императорский, петровский период становления государства. Хотя Петр I к его замыслу, проекту и появлению на свет никакого отношения не имел.

Строительство здания, откуда берет свое начало история всего комплекса, Малого Эрмитажа, продолжалось более десяти лет - с 1764 по 1775 годы. Над его архитектурным воплощением работали несколько человек. Южный павильон и две галереи по сторонам Висячего сада, находящегося над помещениями бывших каретных сараев, строился под руководством Юрия Матвеевича Фельтена. Северный павильон обретал свои теперешние черты по проекту профессора Академии художеств Жана Батиста Валлен-Деламота. И только когда здание начало раздаваться вширь и ввысь, по проекту все того же Фельтена в 1771-1787 годах была возведена постройка, которая впоследствии была названа Старым Эрмитажем.

630 300
© iStock 

И все же главную роль в архитектурном ансамбле Эрмитажа играет здание Зимнего дворца – ныне главного выставочного павильона.

Зимний дворец был возведен под руководством выдающегося зодчего своего времени, чью фантазию и художественный вклад в создание культурно-исторического ландшафта города трудно переоценить, - Франческо-Бартоломео Растрелли - в 1754-1762 годах. Над барочным оформлением дворца трудились также прославленные архитекторы Джакомо Кваренги, Огюст Рикар Монферран, Карл Иванович Росси, Александр Павлович Брюллов и многие другие.

В настоящее время это лекторий Эрмитажа. Театральное же фойе, зависающее над Зимней канавкой и соединяющее театр со зданием Старого Эрмитажа, оформлено в 1902-1904 годах архитектором Леонтием Николаевичем Бенуа.




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Игорь Михайлов • 18.05.2015
Версия для печати cсылки по теме: музеи, города, архитектура и строительство


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru