ОДНА ИЗ ВЕЛИКИХ. Клавдия Шульженко

320 480
wikipedia.org 
Возьми гитару — ей лет немало,
Сыграй негромко, пройдись по струнам бурым.
Возьми гитару — она звучала
Давно когда-то в палатке над Амуром...

Когда я впервые услышал Шульженко, а это было где-то в середине 1970-х, она уже была страшным архаизмом. Но без неё и Утёсова не обходились многочисленные выпуски фестивалей Песня-74 и так далее — до бесконечности.

Время её молодости пришлось на тридцатые годы XX века. Индустриализация, коллективизация и особенно Великая Отечественная война не очень вязались с её почти мяукающим голосом. У Бернеса, а особенно — Утёсова голоса и вовсе никогда не наблюдалось, даже во времена "Весёлых ребят", но чем-то таким завораживали эти мастодонты советской эстрады?

Уже будучи немолодой она до последних дней, выходя на эстраду, держалась с неподражаемой грацией, осанкой и даже кокетством. Но грация — дело наживное. Что же было в этих голосах такого необыкновенного, неповторимого и почему спустя годы эти трогательные, нежные и задушевные интонации невозможно воспроизвести?

На телевидении раскручивают очень популярный международный проект "Голос". Голоса у детишек, которые делают первые свои шаги на эстраде, и вправду замечательные. Но вот учителя, наверное, забывают вдохнуть в них душу.

Есть такое выражение: душа поёт! Вот эти старики советской эстрады знали секрет "задушевного пения". Весьма возможно, что они вышли из самых низов социальной лестницы.

Клавдия Ивановна Шульженко родилась на Украине, в Харькове. Украинцы — самая певучая нация, и бухгалтер управления железной дороги, отец будущей звезды советской эстрады, — не исключение. Он не просто развлечения ради музицировал дома, а ещё играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда даже и пел соло. Так что Клава была обречена. На эстраду она выпорхнула с лёгкой руки папы бухгалтера.

Ну а потом всё как-то само устроилось: художественная самодеятельность, танцы, спектакли, сказки. Темперамента жизнерадостной харьковчанке было не занимать. Девочку затянул круговорот сценической жизни, правда, не в самое радостное для страны время.

Сольный дебют с песней "Звёзды на небе" пришёлся на 1923 год:

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоём.
Звёзды на небе, звёзды на море,
Звёзды и в сердце моём…

Она верила в свою звезду. Видимо, поэтому препятствия, возникавшие на пути, преодолевала с лёгкостью: Харьковский драматический театр, далее Мариинка, и вот в 1929 году Ленинградский мюзик-холл.

630 300
wikipedia.org 

Эх, Андрюша, нам ли быть в печали,
Не прячь гармонь, играй на все лады,
Поднажми, чтобы горы заплясали,
Чтоб зашумели зелёные сады…

Страна после военного коммунизма выходила из пике с песенками НЭПа. Слова незамысловатые, но такова природа русской жизни и песни, от которой эстрада тех лет была не так уж далека: либо безотрадная печаль, либо несущаяся под откос радость. И всё же при всей наивности этих слов — они не "выносят мозги", как нынешняя эстрада: "Ты ласкай меня везде, я ведь взрослая уже…"

А военная песенная лирика — это просто подлинный кладезь песенного фонда и не только, кстати, нашего. Вот известная песня "Синий платочек":

Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч,
Ты говорила, что не забудешь нежных и ласковых встреч,
Порой ночной мы повстречались с тобой,
Белые ночи, синий платочек милый, желанный, родной!




ЖЖ
facebook

 1  2
Страницы
Игорь Михайлов • 20.03.2015
Версия для печати cсылки по теме: история, искусство, знаменитости, жизнь и судьба, голос


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2020.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


Rating@Mail.ru